Международная научно-практическая конференция «Медленное чтение сегодня: теория, методика, практика»

25–27 марта 2025 прошла Международная научно-практическая конференция «Медленное чтение сегодня: теория, методика, практика». Её организаторами выступили: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Литературный институт имени А.М. Горького, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Библиотека № 180 им. Н.Ф. Фёдорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы.
Литературный институт им. А. М. Горького представили: Федякин Сергей Романович - кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. А.М. Горького с докладом «Болотный попик» Александра Блока. Опыт медленного чтения», Болычев Игорь Иванович, кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. А.М. Горького с докладом «Полутона рябины и малины» Георгия Иванова. Опыт медленного чтения», Филиппова Татьяна Владимировна – старший преподаватель кафедры иностранных языков Литературного института им. А. М. Горького с докладом «Применение адаптивной методики медленного чтения в рамках семинарских занятий высшей школы».
В программном комитете конференции от Литинститута – Варламов Алексей Николаевич, доктор филологических наук, ректор Литературного института имени А.М. Горького; Дмитренко Сергей Фёдорович, кандидат филологических наук, проректор по научной и творческой работе Литературного института имени А.М. Горького.
Открытие конференции состоялось 25 марта в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, д. 25а, стр. 1). Ведущие теоретики и историки литературы представили актуальные подходы к теме медленного чтения, продемонстрировали методологическое значение «искусства медленного чтения» (выражение М.О. Гершензона) для подготовки филологов, для исследования и комментирования художественного текста.
26 марта продолжила работату в Институте научной информации по общественным наукам РАН (Нахимовский проспект 51/21), где прозвучали доклады, посвященные методикам медленного чтения в гуманитарных науках и вузовском образовании, в преподавании русского языка иностранным учащимся и межкультурной коммуникации, в терапевтической практике и работе с людьми с ограниченными возможностями. Особое внимание было уделено развитию медленного чтения в библиотеках России и Беларуси — от федеральных и университетских библиотек до публичных библиотек в столицах и регионах.
Роли медленного чтения в школьном образовании и библиотечной практике, в приобщении детей, подростков, молодежи к книге и знанию, развитию семейного чтения был посвящен третий день работы конференции, который прошел в Библиотеке № 180 им. Н.Ф. Федорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы (ул. Профсоюзная, д. 92, начало в 11-00). Были организованы мастер-классы, представляющие актуальные форматы медленного чтения в работе современной библиотеки, значение коллективной работы с книгой в пространстве библиотеки для формирования читательской культуры, творческого общения и взаимодействия людей.
Форум такого масштаба, посвящённый медленному чтению, проводится в нашей стране и в мире впервые. Он свидетельствует об институционализации медленного чтения как междисциплинарного научного направления, актуальной образовательной и просветительной практики.
На конференции было представлено более 130 докладов из шести стран мира, охватывающих самые различные аспекты вселенной медленного чтения. Участниками конференции стали филологи, философы, историки, культурологи, школьные и вузовские педагоги, представители библиотек, учреждений дополнительного образования.
Материал: Филиппова Т.В.