Полина Дашкова: «Литинститут помогает не стать графоманом»

12 марта 2020 Полина Дашкова провела творческую встречу с читателями на площадке торгового дома "Книжный Барс" (на Московском шоссе). На встрече присутствовало много молодых людей, по-видимому, начинающих авторов. Они хотели выведать у маститой писательницы различные секреты мастерства – как правильно работать над текстом, как входить в литературу, как "пробиваться" и так далее. Но – обо всем по порядку.

Новый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" вышел в свет прошлой осенью.  7 сентября 2019 года автор представила его на Московской международной книжной выставке-ярмарке. В СМИ было сказано, что поклонники творчества Дашковой ждали этого романа пять лет. В регионы России роман поступил несколько позже.

На вечере в Рязани писательница сказала несколько слов о своей новой книге. Это роман-эпопея, действие которого занимает период российской истории с конца 1940-х годов, когда зарождалось страшное "дело врачей-вредителей", и до начала "нулевых", когда одной из шокирующих реалий стали взрывы на улицах и в метро. Персонажи книги – несколько поколений одной семьи, а также их окружение в разные периоды, а связывает все сюжетные линии воедино точка на карте Москвы – Горлов тупик. Благодаря обилию характеров подлинным содержанием романа становится не только политическая и семейная история, но и психология людей, сталкивающихся с обстоятельствами непреодолимой силы.

Как пояснила сама Полина Дашкова, для нее этот роман начался с вопроса – наивного, даже детского, подчеркнула она, – что происходило в головах людей, работавших следователями в известных структурах, которые, сами имея за плечами четыре-пять классов, хватали и обвиняли в немыслимых преступлениях людей с университетским образованием и огромными врачебными и научными заслугами. Ученых били, пытали, заставляли признаться в том, чего они не делали – что это было? Вера в священное исполнение представителями правоохранительных органов своего долга, упоение властью, или искренняя убежденность в том, что черное – это белое?..

Писательница отметила, что в какой-то мере ей удалось ответить себе на этот главный вопрос, послуживший завязкой творческого замысла. В исторической перспективе заметно, что такие люди плохо заканчивали свою жизнь – кто-то спивался, а кто-то уходил полностью в вымышленную реальность, для определения которой существуют медицинские термины. Можно сказать, что судьба наказывала палачей. Но, к сожалению, проблема не изжита до конца – в каждом поколении есть свои "судьи" и "палачи", и у них появляются новые жертвы…

На вопрос публики, с чем связана "измена" детективному жанру, Полина Дашкова ответила, что из ее 22-х книг "чистым" детективом, выстроенным по канонам жанра, является только "Место под солнцем". Кстати, "Место под солнцем" в середине "нулевых" было экранизировано в виде сериала, как и роман "Херувим", но писательница выразила недовольство обеими экранизациями своих книг и сказала, что больше не хочет идти на подобные опыты.

Все прочие книги Дашковой принадлежат не к детективам, а к другим жанрам остросюжетной прозы. Например, те книги, в которых действуют маньяки ("Легкие шаги безумия", "Вечная ночь"), положено относить к триллерам. Для того, чтобы убедительно выписать натуру человека, пребывающего в измененном состоянии сознания, Дашкова изучала судебную психиатрию.

Но чаще Полина Дашкова работает на стыке жанров. Об одном из самых ярких образцов "смешанного" жанра – историко-фантастической трилогии "Источник счастья" – ей на встрече задали целый ряд вопросов. Подробно история создания этого труда описана в повести "Точка невозврата". Если же вкратце, то трилогия родилась из интереса к революционной эпохе, стремления осмыслить характеры Владимира Ленина и его ближайших соратников, глазами человека, заставшего и ту пору, и современность. Такую возможность мог дать персонажу только эликсир бессмертия, по крайней мере, продления молодости. Так родилась волшебная составляющая романа и целый ряд исторических персон, в разные столетия получавших шанс на бесконечное продление жизни. Кстати, Дашкова отметила, что ее часто спрашивали, где можно посмотреть картины, написанные одним из этих "бессмертных", средневековым художником Альфредом Плутом. Даже близкие знакомые писательницы не верили, что это полностью вымышленный, никогда не существовавший персонаж. Его полотна искали в мюнхенской пинакотеке рядом с гравюрами Альбрехта Дюрера, о котором тоже упоминается в "Источнике счастья".

Вот это умение придумать людей, настолько неотличимых от живых, что их начинают "искать" в окружающем мире, Полина Дашкова считает главным качеством для писателя. Наряду с умением придумать и изложить историю, которая захватила бы многих читателей, невзирая на возраст, пол, социальное положение, уровень образования и прочие исходные данные. Это были "заветы", которые она дала молодым авторам, когда речь зашла о творческом становлении. Не секрет, что почти все делают в литературе первые шаги с автобиографических произведений, описывающих либо какие-то происшествия из жизни, либо свои размышления и чувства. По мнению Дашковой, писатель начинается тогда, когда "перешагивает" автобиографичность и начинает придумывать и фантазировать – разумеется, если его фантазии интересны, убедительны и увлекают не только круг близких друзей.

- В литературе были исключения – например, Сергей Довлатов, - сказала Полина Дашкова. – Он писал только о себе и делал это гениально. Но все не могут быть Довлатовыми!..

По опыту автора более чем двадцати успешно изданных и любимых публикой книг, произведения увлекательные, с продуманным сюжетом и интересной историей, в конце концов, находят издателя и путь к сердцу читателя. Даже если на это требуются годы. Дашкова напомнила о хрестоматийном примере Джоан Роулинг: "Гарри Поттеру" дали от ворот поворот семь издательств. Специалисты книжного бизнеса не могли решить, для взрослых или для детей эта книга. Ответ был простым – она для всего мира! К сожалению, это поняли не сразу – но в конце концов поняли, и нашу сегодняшнюю реальность уже невозможно представить себе без "Гарри Поттера".

Естественно, у молодежи зашел разговор с Дашковой о творческом образовании, о Литературном институте им. А.М. Горького. Прозвучал сакраментальный вопрос, может ли Литинститут помочь стать писателем. Полина Дашкова в свое время окончила этот вуз, занималась в семинаре крупного советского поэта Льва Ошанина, творческий путь начинала со стихов (теперь она пишет стихи только для героев своих книг).

- Литературный институт имени Горького – уникальное учебное заведение в мире, которое помогает не стать графоманом, - остроумно ответила Полина Викторовна.

Дело в той отличной гуманитарной подготовке, которую получают студенты вуза, и в том, что им доходчиво объясняют, что в литературе хорошо, а что плохо. Хорошо – это вся великая русская классика, в любви к которой призналась писательница. Как не делать плохо, научить можно. Что же касается волшебного, точно эликсир бессмертия, развития писчих способностей у человека, у которого их не было, о такой вероятности Дашкова отозвалась скептически.


Источник: Ревизор.ру