Поздравляем победителей конкурса художественной декламации «Класс!» – 2020
В 2020 году конкурс художественной декламации «Класс!», традиционно организуемый кафедрой русской классической литературы и славистики, состоялся в дистанционном режиме. Студенты очного и заочного факультетов прислали свои видеоработы с исполнением стихотворений и прозы.
Жюри конкурса: Председатель – заведующая кафедрой русской классической литературы и славистики – Галина Юрьевна Завгородняя, члены жюри: преподаватели Сергей Анатольевич Васильев, Сергей Андреевич Чередниченко, Татьяна Евгеньевна Никольская, Ольга Юрьевна Саленко, Лидия Николаевна Дмитриевская; выпускники Литинститута Антонина Силуянова и Александр Свирин. Куратор проекта – Людмила Александровна Карпушкина.
Объявляем победителей конкурса!
1 место
Победитель в номинации «Артистизм»
1 место
Победитель в номинации «Современная литература»
Победитель в номинации «Композиция видео»
1 место
Победитель в номинации «Классическая литература»
2 место
Победитель в номинации «Новое прочтение»
2 место
Победитель в номинации «Артистизм»
2 место
Победитель в номинации «Классическая литература»
3 место
3 место
3 место
Победитель в номинации «Индивидуальный стиль»
Победитель в номинации «Визуализация»
Победитель в номинации «Современная литература»
Победитель в номинации «Современная литература»
Победитель в номинации «Визуализация»
Победитель в номинации «Классическая литература»
Победитель в номинации «Современная литература»
Победитель в номинации «Артистизм»
Сертификаты, грамоты и призы для победителей будут присланы на электронные адреса участников.
Ведомость голосования жюри «КЛАСС! – 2020» (открыть)
Общий видеоролик победителей (смотреть)
Своими впечатлениями от конкурса делятся члены жюри
Галина Юрьевна Завгородняя:
Невероятно отрадно, что всеми любимый и всегда-с-радостью-ожидаемый «КЛАСС!» состоялся и в этот раз – вдохновенными трудами его неизменной устроительницы и вдохновительницы Людмилы Александровны Карпушкиной, доцента кафедры русской классической литературы и славистики.
Сохранив благую традиционность, конкурс, благодаря онлайн-формату, открыл для участников новые просторы возможностей, а для жюри и зрителей – новые впечатления.
Как всегда, участники были абсолютно вольны в выборе произведения – литература классическая или современная, отечественная или зарубежная, поэзия или проза… Знакомые номинации никуда не ушли, и каждый исполнитель был лучшим, уникальным и не-сравненным в своем жанре, в своем амплуа, в своем предпочтении. Но в довершение к этому у всех причастных и заинтересованных появилась счастливая возможность стать зрителями мини-моно-спектаклей и по достоинству оценить режиссерскую и операторскую работу; наблюдать стильно и со вкусом созданные костюмы и декорации. Или, напротив, отказ от всего этого в пользу подчеркнутого минимализма и сосредоточенности на читаемом тексте. Потому что и здесь каждый нашел свой путь и был неповторим.
Интерес к конкурсу студентов от 1-го до 5-го курса, очного и заочного факультетов говорит сам за себя – конкурс не просто состоялся, но и заиграл новыми красками и мелодиями.
А еще… а еще замечательные видеоролики можно пересматривать – вглядываться и вслушиваться, и от осознания этой возможности по-особому радостно и тепло.
Ольга Юрьевна Саленко:
Любопытная разножанровая и разнонаправленная сложилась программа, абсолютно не скучная, каждый ролик – неожиданность и маленькое открытие – в выборе стихотворения, акцентов, мест и ракурсов съемки. Так схожи, например, в роликах Абрамовой Елизаветы и Билыка Любомира объекты и направление взгляда в съёмке, но противоположны по наполнению, как свет и темнота.
В этом году, на мое удивление, в программе представлено гораздо меньше классических стихотворений, но заметно расширился круг произведений современной и текущей литературы. Современные произведения зачастую представляются участникам более предпочтительными благодаря своей новизне, оригинальности, но эти произведения в то же время оказываются по ряду стилевых особенностей непростыми для прочтения. В представленном выборе авторов участники конкурса сделали как свои открытия, так и столкнулись с определенными трудностями.
Интересно, что впервые в конкурсе прозвучало стихотворение белорусского поэта второй половины XX века. Роман Шишков прочитал стихотворение Вениамина Блаженного, первая книга которого вышла только в 1990 году. Наряду со стихами Д. Воденникова и В. Гандельсмана прозвучало стихотворение и нашего выпускника-заочника поэта из Удмуртии Андрея Гоголева. Его стихотворение в стильном исполнении Анны Волковой напомнило о профессиональной чуткости и глубоком интересе к поэзии самого автора. Пользуясь случаем, передаю ему привет в Ижевск!
Видеоформат не только расширил географию конкурса до Дальнего Востока, но и разомкнул пространство зала, мы побывали во многих, в том числе необычных, местах, цитируя классика, «высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная... непонятная». Одним участникам новый формат дал возможность самовыражения как сценаристам и постановщикам, звукооператорам и художникам своих роликов. И в этом направлении были любопытные решения, например, Делиевой Яны, Даниловой Анастасии, Белогорцева Андрея, Абрамовой Елизаветы и Билыка Любомира и др. Кто-то решил «спрятать» себя за кадром. Кому-то, к сожалению, не вполне удалось подчинить себе звук.
Но главное, ядро конкурса чтецов, осталось неизменным – это художественный текст и его чтец-интерпретатор. Некоторым, как Елене Журавлевой, Тереховой Марине удалось представить цельную и яркую картину, довести текст и донести его до конца в едином стиле. Кому-то текст так легко не поддался.
Моя глубокая благодарность за эстетическое удовольствие всем участникам конкурса и неизменному организатору, Людмиле Александровне Карпушкиной, всем, кто в ответ на вызовы времени выдал новый и одновременно неизменный «Класс!».
Татьяна Евгеньевна Никольская:
Мы переживаем сейчас очень нелёгкое, более того – опасное время. Опасность состоит не только в том, что можно подцепить коронавирус и слечь с тяжёлой болезнью, но и в том, что из-за всевозможных ограничительных мер возникает ощущение собственной отдельности (в Древней Греции таких “отдельных” называли ιδιωτης, откуда и наше “идиот”, а такая этимологизация не способствует позитивной самоидентификации), выключенности из социума. Ощущение изолированности и вынужденной самодостаточности ведет к внутренней напряжённости, тревожности и, в конечном счёте, вызывает глухую тоску. Тоскующий опасен и для себя, и для окружающих: он приумножает печаль.
Однако сегодня в тоскливое ковидное царство проник яркий луч, благодаря которому тревога и печаль отступили, а на их место пришла уверенность в том, что темницы рухнут – и свобода нас примет радостно у входа. Этот луч, несущий жизнь, – конкурс чтецов “Класс!”. Видеть лица наших артистичных студентов, слышать их голоса, вместе с ними вдохновляться прекрасными текстами – это безусловное счастье, заставляющее забыть о тревогах и опасностях сегодняшнего дня. От всего сердца благодарю всех участников и организатора конкурса чтецов Людмилу Александровну Карпушкину за подаренную радость приобщения к хорошей литературе в искренней и талантливой художественной интерпретации, за силу духа и неиссякаемый оптимизм!
Сергей Андреевич Чередниченко:
Спасибо за возможность поучаствовать в работе жюри. Получил большое эстетическое удовольствие от просмотра и какое-то совершенно особенное впечатление, обусловленное новым форматом. Некоторые понравившиеся мне ролики даже порекомендовал посмотреть литературным знакомым – скинул им ссылку на канал Литинститута на youtube. Удивлялись, хвалили!
Наша новая онлайн-жизнь бросает студентам нетривиальные творческие вызовы. Думаю, главная сложность в этом году для них состояла в том, чтобы совместить язык поэзии (или прозы), собственный артистизм и визуальный ряд. Визуализация поэзии дает какие-то совершенно потрясающие возможности самовыражения и может открывать в тексте новые смыслы.
Литературные критики в последние годы часто с огорчением и раздражением пишут о том, что в современной культуре визуальное побеждает вербальное. Мне кажется, что в лучших конкурсных работах этого года студенты как раз смогли найти гармоничное сочетание этих, казалось бы, противоборствующих начал. У некоторых получились даже полноценные короткометражки! Уверен, что этот навык пригодится им в будущем. И поэтому даже осмелюсь предложить: когда мы наконец вернемся в оффлайн, сохранить в конкурсе «Класс!» номинацию визуализации литературного текста.
Сергей Анатольевич Васильев:
Конкурс и в условиях распространения вируса сохранил свои лучшие черты: интересный подбор материала - как классики (что особенно отрадно), так и современной поэзии, искренность и глубину восприятия искусства слова, индивидуальность, нестандартность прочтения и образного осмысления литературных произведений. Заочный формат открыл как новые возможности - использование видеоряда, театрализацию условной сцены, включение в контекст выступления привычной домашней обстановки, так и новые преграды между выступающим и его зрителями - тот же видеоряд, за которым не видно исполнителя, превращающегося в не слишком значимый фон демонстрируемой картинки. В целом, конкурс, как обычно, порадовал и заинтересовал, хотя, честно говоря, очень не хватало привычной уже мощной энергетики живого, непосредственного чтения стихов и прозы, реакции зрителей, особой незабываемой конкурсной атмосферы.
Лидия Николаевна Дмитриевская:
Дорогие участники конкурса! Спасибо, что нашли время для участия в конкурсе, что отнеслись к нему творчески, с душой. В этом году многие из вас отдали предпочтение современной поэзии и прочитали её с большим чувством и искренним проникновением в переживания лирического героя. Произведения ХIХ – начала ХХ вв. зазвучали на конкурсе по-новому, словно обнаруживая еще не раскрытые смыслы. Для кого-то участие в конкурсе стало пробой своих сил, приобретением опыта – своё усовершенствованное мастерство передавать и формировать смыслы в выразительном чтении можно будет показать на конкурсе в следующем году. Развивайте и берегите своё умение трепетно чувствовать художественное слово. Успеха вам!
Антонина Силуянова:
Новый формат, конечно, внес немало изменений. Некоторые работы были очень яркими и самобытными, благодаря визуальным эффектам, особой композиции, некоторые - благодаря точно выстроенным интонациям, эмоциональному выражению. Но, как мне показалось, в этом году были и слишком ровные или напротив - неоправданно эмоциональные декламации. К тому же сказывается опыт прошлых лет, когда некоторые произведения воспроизводятся чтецами слабее, относительно конкурсантов прошлого года. Но в целом состав достаточно сильный получился, очень рада была принять участие в качестве жюри!
Александр Свирин:
В этом году конкурс проводился в непривычном формате. С одной стороны, это лишило нас возможности увидеть живые выступления участников и пообщаться с другими членами жюри, то есть вдруг разрушилось то общее пространство, где на сцене в равных условиях читают стихи студенты, а напротив них сидят вместе преподаватели и бывшие конкурсанты, которые по окончании чтения единым движением выставляют оценки. Но, с другой стороны, это посодействовало тому, что участники смогли сами выбрать, как построить свои выступления, которые часто становились выразительно богаче, сопровождаемые неожиданными визуальными решениями. То, что сегодня представляется вынужденной мерой, по-моему, в скором времени будет понято как ещё один шаг в развитии. Остаётся добавить, что благодаря усилиям создателя и куратора конкурса Л. А. Карпушкиной мы слушаем стихи, с которыми, возможно, иначе и не встретились бы, однако и уже хорошо знакомые строки порой способны удивить совершенно новым звучанием. Желаю всем участникам независимо от оценок стремиться к высокому классу и через год выступить в 3 аудитории!
Людмила Александровна Карпушкина:
Разобщение – нелегкое испытание, но и время познания собственных возможностей… Я от всей души благодарна участникам и коллегам за то, что идея конкурса осуществилась в новом виде и дистанционно нам удалось навести мосты для встречи! «Изолированное» представление произведения через видео, «изолированное» голосование – новые условия удивительно высветили и самобытность творческого мышления, и разницу вкусов. Но в результате из отдельности каждого «я» – как участников, так и членов жюри – сложилось общее пространство «Класса!», каждый год объединяющее нас в любви к художественному звучанию слова. Как сказал Александр Блок, «трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день»…