Самый смелый из поэтов ХХ века

На портале "Свой вариант" Межрегионального союза писателей опубликовано эссе Константина Кедрова об Осипе Мандельштаме.

Пожалуй, это был самый смелый из поэтов ХХ века. Но смелость его была не показная, не митинговая, а очень естественная. Его рыцарский поединок с чекистским палачом Блюмкиным останется в истории навсегда. Хоть один поэт за всех замученных заступился.

Блюмкин был еще и графоманом. Устав от допросов, шел в поэтическое кафе и там отдыхал душой. Размахивал пустыми бланками ордеров на расстрел - кого хочу, того и впишу. Мандельштам вырвал у Блюмкина пачку ордеров и разорвал их. После этого поэт был вынужден на время покинуть Москву.

Безумец? Герой? Ведь и его мог вписать Блюмкин в пустующую графу. Много лет спустя вписал другой - более удачливый и свирепый, тот, кто и Блюмкина расстрелял. Да как хитро вписал: "Изолировать, но сохранить". Чекисты умели читать между строк. Они правильно поняли резолюцию Сталина. Убить, но бережно, как бы не убивая.

Официальной версии гибели великого поэта не существует. Лишь в послесталинские времена удалось выскрести засекреченное заключение о параличе сердца. А более тщательные исследования говорят, что Мандельштам погиб в концлагере во время санобработки, не выдержав избыточных паров хлорки. "Санобработка" или душегубка?

То, что Мандельштам читал всем друзьям свое стихотворение о горце-мужикоборце, сопоставимо лишь с пощечиной Блюмкину. "Мы живем, под собою не чуя страны, / Наши речи за десять шагов не слышны... / Как подкову, дарит за указом указ - / Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз". Я спрашивал Эмму Герштейн, семейного друга Мандельштамов, зачем понадобилось гениальному поэту это политическое стихотворение, которое мог бы написать и кто-то другой. Эмма Григорьевна улыбнулась: "А не написал бы, был бы не Мандельштам".

Месяц назад открывали мы памятник Осипу Эмильевичу в Старосадском переулке, напротив дома 10, где он жил. Была на открытии пожилая женщина, которая помнит его: "Да, такой был со вздернутым носом, курчавый парень. А вот в том окне наигрывал на скрипке тот самый скрипач - Александр Герцевич". Сказать, что слезы на глазах выступили, будет слишком мало. Слезы пришлось глотать. Одно дело - несметное количество книг и воспоминаний, а другое - видеть простых людей, которые еще помнят молодого Мандельштама.

Сталин играл Мандельштамом, как кошка мышью. То в Чердынь зашлет, то вернет в Воронеж, то даст вернуться в Москву, чтобы уже потом упечь навсегда. Но не бездумно поступал вождь. Выпытывал по телефону у Пастернака, мастер Мандельштам или так себе. На всякий случай прописался в веках знаменитой фразой: "Но ведь он же мастер, мастер". И только после этого вынес окончательное "изолировать".

Ирина Одоевцева говорила мне не раз, что к Мандельштаму в кругу Цеха поэтов Гумилева относились с иронией. А чего стоит знаменитая запись Ходасевича: мол, малообразован Осип Эмильевич и неумен. "Малообразованный" слушал лекции в Сорбонне, а с 1911 по 1917-й - курс романской филологии в Петербургском университете. Это не считая знаменитого Тенишевского училища, которое окончил. Даже футуристы с их удивительной чуткостью к слову называли поэта "мраморной мухой". Но и Мандельштам припечатал Маяковского, крикнув во время чтения: "Прекратите этот бессарабский оркестр!" Гениальные поэты даже переругиваются гениально.

В личной жизни Мандельштаму повезло больше, чем Маяковскому. Лучшего друга и лучшей жены, чем Надежда Яковлевна, не сыскать. С ней прошел по всем кругам рая, чистилища, ада - в отличие от Данте - в обратном порядке. Ну, а все эти треугольники, квадраты и прочие кристаллы любви, которые образуют поэты во все времена, вряд ли поддаются исследованию. Одна из его возлюбленных предпочла поэту дипломата и уехала в Скандинавию и там преждевременно умерла, тоскуя о Мандельштаме. Поэт написал о ней: "И твердые ласточки круглых бровей / Из гроба ко мне прилетели / Сказать, что они отлежались в своей / Холодной стокгольмской постели".

Религиозность Мандельштама - той же природы, что и его поэтичность. "Господи! - сказал я по ошибке, / Сам того не думая сказать". Не поэт говорит словом, а слово - поэтом. "Останься пеной, Афродита, / И, слово, в музыку вернись!" Вернулось, но уже без Осипа Мандельштама. А нам-то он дорог живой, петербургский, московский, щебечущий, по свидетельству Катаева и Одоевцевой, свои стихи. Любящий сладкое, особенно бисквиты, по воспоминаниям Эммы Герштейн. Мечущийся по телефонным будкам, звоня Асееву в надежде на поэтический вечер, который вдруг спасет от ареста. Восторженно опьяненный после голодной Москвы солнечной Арменией... Что поделаешь, по его же словам, "поэзию уважают только у нас - за нее убивают".