Слово как «логос»: переосмысление символистских представлений о реальности и реализме в манифестах акмеистов

И спустя сто с лишним лет после появления первых акмеистических манифестов вопрос о наличии «идейно-эстетической основы», не только объединяющей творчество шести «правоверных» акмеистов, но и воздействующей на развитие русской литературы XX – XXI вв., остается открытым.

Как справедливо отметил исследователь, «в наше время, как при Белом и Ходасевиче, не прекращаются споры, был ли акмеизм или это только выдуманное ходкое название». Между тем, влияние акмеизма как поэтического мировоззрения на развитие русской и мировой литературы XX века представляется очевидным. Сама констатация наличия спора вокруг акмеизма в XXI столетии демонстрирует живость этого литературного явления.

Присутствие акмеистической идейно-эстетической программы в актуальной повестке дня литературы представляется обусловленным содержанием концепции, объемлющей как идейно-эстетические, так и морально-нравственные, этические аспекты. Суть акмеизма в последовательной, прямой апелляции к слову как исходному «строительному» материалу и конечной цели художественной литературы, воплощению величия замысла, «альфе и омеге» и поэтического искусства, и быта и бытия человека в его онтологической всеохватности («Будем же доказывать свою правоту так, чтобы в ответ нам содрогалась вся цепь причин и следствий от альфы до омеги»).

Одним из первых определений акмеизма можно считать высказывание В. Жирмунского, сделанное им в статье 1916 г. «Преодолевшие символизм»: «<...> вместо сложной, хаотической, уединенной личности – разнообразие внешнего мира, вместо эмоционального, музыкального лиризма – четкость и графичность в сочетании слов, а, главное, взамен мистического прозрения в тайну жизни – простой и точный психологический эмпиризм, – такова программа, объединяющая “гиперборейцев”». «Гиперборейцами» участников акмеистического круга Жирмунский определил по названию журнала, запланированного в Цехе поэтов весной 1912 г. Разрешение на издание журнала под названием «Гиперборей» было получено 27 сентября 1912 г., в первый номер, в числе произведений других поэтов, вошли и стихи Нарбута. В заявлении «От редакции», которым открывался первый номер, акцент был сделан на преемственность, на «необходимость в закреплении и продолжении всех основных побед эпохи, известной под названием декадентства и модернизма».

Написано это «преемственное» заявление предположительно Городецким, однако уже вскоре «атмосфера наследования» в стане акмеизма сменится воинствующим противостоянием символизму. Причем возглавит эту «кампанию за акмеизм против символизма» (из письма Ал.ЧеботаревскойВяч. Иванову 3 марта 1913 г.) именно Городецкий.

Читать дальше...

Номер: 
2022, апрель