Студенческая конференция «В нем Совесть сделалась пророком и поэтом...»

вт, 17/12/2024 - 16:00
Место проведения 
Литературный институт имени А.М. Горького (ауд. 205о)
Ангелина Сычёва, Г.Ю. Завгородняя, Л.А. Карпушкина, О.Ю. Саленко

17 декабря 2024 в Литературном институте имени А.М. Горького прошла студенческая научная конференция «В нём совесть сделалась пророком и поэтом...», посвященная творчеству Ф.М. Достоевского.

Организаторами  и ведущими конференции выступили преподаватели кафедры русской классической литературы и славистики Г.Ю. Завгородняя, Л.А. Карпушкина, О.Ю. Саленко.

С докладами выступили студенты 3-го курса очного факультета.

Ряд докладов был посвящен сквозным темам и символам в творчестве Ф.М. Достоевского. Так, Анна Бартновская рассмотрела символику образа собаки в целом ряде рассказов и романов писателя; Анастасия Даничева подняла весьма серьезную проблему нищеты как теологической проблемы у Достоевского, Ангелина Сычёва поставила вопрос о художественных функциях  упоминания кликушества в романах писателя, а Вера Кантор на широком материале развернула тему утопического и антиутопического у Достоевского.

Особое внимание докладчиков привлекли малые формы – рассказы и повести писателя. К теме поисков смысла, веры и безверия в рассказе «Бобок» обратилась Яна Кулакова; нетривиальную жанровую форму фантастического рассказа проанализировали в своем докладе Александра Аксёнова и Ливиана Кузнецова, а Виктория Котельникова рассмотрела мотив двойничества в повести «Двойник» как метафору внутреннего конфликта. Александра Громова убедительно показала, что главным героем романа «Бесы» является именно Степан Верховенский, а Анна Михайлюк описала различные формы авторской самопрезентации в «Дневнике писателя». Два доклада были посвящены связям творчества писателя с зарубежной и современной русской литературой. Алиса Лоскутова обратила внимание на своеобразие диалога с романом «Идиот» в пьесе И. Теля «Китайская ваза», а Элина Ханова проследила влияние романа Гюго «Отверженные» и, в частности, образа Жана Вальжана на образ князя Мышкина.

Разумеется, в задачи докладчиков не входило исчерпать  столь непростые, объемные  темы – многие вопросы были лишь поставлены. Но и сам процесс постижения глубин художественного мира Достоевского был захватывающим. Перспективность начатых исследований несомненна – надеемся, что любовь к Достоевскому вдохновит участников конференции продолжать открывать тайны великого писателя и философа.