Игра в бисер

Олеся Николаева в "Игре в бисер". Тема: А.С. Пушкин. "Медный всадник"

Главная тема дискуссии – нужно ли песчинке бунтовать против устройства мира? Кому нужен этот протест, если ответ очевиден: сила раздавит человека, самодержавие как система разотрет отдельный ее винтик. Насколько мы вообще способны к протесту или конформизм нас победил? Какова цена протеста в творчества? Есть ли сегодня художники-бунтари?

Гости: филологи Александр Пашков и Андрей Ранчин; филолог, заместитель директора по научной работе Государственного музея А.С. Пушкина Наталья Михайлова; поэт Олеся Николаева.

Иван Есаулов в "Игре в бисер". Тема: Федор Достоевский. "Зимние заметки о летних впечатлениях"

В очередном выпуске ток-шоу "Игра в бисер" на телеканале "Культура" обсуждалось одно из самых известных произведений философской эссеистики Достоевского начала 1860-х гг.

Гости программы В.Н. Захаров, Т.А. Касаткина, П.Е. Фокин, И.А. Есаулов.

Ведущий - Игорь Волгин.

Евгений Сидоров в "Игре в бисер". Тема: Поэзия Константина Ваншенкина

Константин Яковлевич Ваншенкин прожил долгую и интересную жизнь. Родился в 1925-м, воевал, печататься начал почти сразу после Великой Отечественной, напутствованный самим Александром Твардовским.

Участники программы: поэты Мария Ватутина, Владимир Вишневский, Надежда Кондакова и профессор Литинститута, литературный критик Евгений Сидоров.

Ведущий - Игорь Волгин.

Олеся Николаева в "Игре в бисер". Тема: Михаил Лермонтов. "Смерть поэта"

Предварить обсуждение одного из величайших стихотворений русской литературы уместно словами автора. Вот строки из "Объяснения корнета лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтова". Я был еще болен, когда разнеслась по городу весть о несчастном поединке Пушкина... Я излил горечь сердечную на бумагу, преувеличенными, неправильными словами выразил нестройное столкновение мыслей, не полагая, что написал нечто предосудительное...

Сергей Дмитренко в "Игре в бисер". Тема: Михаил Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы"

В центре внимания - обсуждение "семейного вопроса" в России на примере трагедии семьи Головлевых. Умирают все Головлевы по-разному, но у каждого смерть мучительная, насильственная и постыдная. Что это - гибель дворянского семейства в середине XIX века? Или под угрозой семья как институт вообще? И предает ли Иудушка Головлев самого себя - свой человеческий, данный ему от Бога образ? В беседе принимают участие: филолог, профессор РГПУ им.

Евгений Попов в "Игре в бисер". Тема: Алексей Ремизов. "Огонь вещей"

Эта удивительная книга вышла в Париже в начале 50-х годов прошлого столетия. И вот уже более полувека "Огонь вещей" с авторским подзаголовком "Сны и предсонье" входит в корпус текстов, активно продуцирующих литературные загадки и тайны. Поклонники Алексея Ремизова, стоящего оригинальным особняком в отечественной литературе, все еще на дальних подступах к подлинному прочтению "Огня вещей". Попытка "разбора" новелл о творчестве русских классиков от Гоголя до Достоевского обращается в преддверие литературоведческой пытки: к какому жанру отнести ремизовский шедевр?

Алексей Варламов в "Игре в бисер". Тема: Алексей Толстой. "Гадюка"

Рассказ, увидевший свет в 1928 году, на первый взгляд, исключительно реалистический. Трагическая история Ольги Зотовой, девушки из купеческой семьи, жестокой волей Истории ставшей красным кавалеристом и потерявшейся в рутине НЭПа, изложена автором как будто бы конкретно и детально. Но вдумчивое, по-настоящему внимательное чтение "Гадюки" наводит на мысли иного характера. Алексей Толстой, в своей глубинной сути принадлежавший Серебряному веку, зашифровал в тексте многое и многих.

Виктор Куллэ и Сергей Чупринин в "Игре в бисер". Тема: Поэзия Юрия Левитанского

Эти прекрасные строки любят все: «Что происходит на свете? А просто зима. Просто зима, полагаете вы? Полагаю…». Хорошо известны и такие: «Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя…». Тонкие ценители при упоминании Левитанского обязательно вспомнят: «…О ряд от единицы до пяти!

Алексей Варламов и Фарит Нагимов в "Игре в бисер". Тема: Александр Грин. "Алые паруса"

Культовая книга. Культовый фильм. Культовый автор. Кажется, так было всегда. В действительности, самое известное произведение Грина осталось почти незамеченным в 20-е годы, подвергалось уничижительной критике в 30-40-х. И только на рубеже 50-60-х годов "Алые паруса" получили заслуженное признание, фильм стал одним из лидеров проката, а книги Александра Грина начали издаваться огромными тиражами.

Сергей Чередниченко в "Игре в бисер". Тема: Михаил Шолохов. "Судьба человека"

Проникновенный эпос и правдивый миф о величии духа человека, не сломленного чудовищными испытаниями. Великий рассказ, вынашивавшийся десять лет и написанный за неделю. Исповедь, опубликованная в главной официальной газете, "Правде". Счет прочитавших "Судьбу человека" шел на миллионы, количество писем с отзывами, полученных автором, достигало нескольких тысяч. История Андрея Соколова стала фактом не только литературной, но и политической реальности.

Страницы