Игра в бисер

Сергей Дмитренко в "Игре в бисер". Тема: Михаил Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы"

В центре внимания - обсуждение "семейного вопроса" в России на примере трагедии семьи Головлевых. Умирают все Головлевы по-разному, но у каждого смерть мучительная, насильственная и постыдная. Что это - гибель дворянского семейства в середине XIX века? Или под угрозой семья как институт вообще? И предает ли Иудушка Головлев самого себя - свой человеческий, данный ему от Бога образ? В беседе принимают участие: филолог, профессор РГПУ им.

Евгений Попов в "Игре в бисер". Тема: Алексей Ремизов. "Огонь вещей"

Эта удивительная книга вышла в Париже в начале 50-х годов прошлого столетия. И вот уже более полувека "Огонь вещей" с авторским подзаголовком "Сны и предсонье" входит в корпус текстов, активно продуцирующих литературные загадки и тайны. Поклонники Алексея Ремизова, стоящего оригинальным особняком в отечественной литературе, все еще на дальних подступах к подлинному прочтению "Огня вещей". Попытка "разбора" новелл о творчестве русских классиков от Гоголя до Достоевского обращается в преддверие литературоведческой пытки: к какому жанру отнести ремизовский шедевр?

Алексей Варламов в "Игре в бисер". Тема: Алексей Толстой. "Гадюка"

Рассказ, увидевший свет в 1928 году, на первый взгляд, исключительно реалистический. Трагическая история Ольги Зотовой, девушки из купеческой семьи, жестокой волей Истории ставшей красным кавалеристом и потерявшейся в рутине НЭПа, изложена автором как будто бы конкретно и детально. Но вдумчивое, по-настоящему внимательное чтение "Гадюки" наводит на мысли иного характера. Алексей Толстой, в своей глубинной сути принадлежавший Серебряному веку, зашифровал в тексте многое и многих.

Виктор Куллэ и Сергей Чупринин в "Игре в бисер". Тема: Поэзия Юрия Левитанского

Эти прекрасные строки любят все: «Что происходит на свете? А просто зима. Просто зима, полагаете вы? Полагаю…». Хорошо известны и такие: «Каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя…». Тонкие ценители при упоминании Левитанского обязательно вспомнят: «…О ряд от единицы до пяти!

Алексей Варламов и Фарит Нагимов в "Игре в бисер". Тема: Александр Грин. "Алые паруса"

Культовая книга. Культовый фильм. Культовый автор. Кажется, так было всегда. В действительности, самое известное произведение Грина осталось почти незамеченным в 20-е годы, подвергалось уничижительной критике в 30-40-х. И только на рубеже 50-60-х годов "Алые паруса" получили заслуженное признание, фильм стал одним из лидеров проката, а книги Александра Грина начали издаваться огромными тиражами.

Сергей Чередниченко в "Игре в бисер". Тема: Михаил Шолохов. "Судьба человека"

Проникновенный эпос и правдивый миф о величии духа человека, не сломленного чудовищными испытаниями. Великий рассказ, вынашивавшийся десять лет и написанный за неделю. Исповедь, опубликованная в главной официальной газете, "Правде". Счет прочитавших "Судьбу человека" шел на миллионы, количество писем с отзывами, полученных автором, достигало нескольких тысяч. История Андрея Соколова стала фактом не только литературной, но и политической реальности.

Иван Есаулов в "Игре в бисер". Тема: Поэзия Ивана Бунина

25 октября 2020 в эфир телеканала "Культура" вышла передача "Игра в бисер", посвящённая 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Среди участников дискуссии – профессор Литературного интитута Иван Андреевич Есаулов.

Геннадий Красников и Андрей Василевский в "Игре в бисер". Тема: Поэзия Евгения Винокурова

Эти строки настолько известны, что воспринимаются как народные: "В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой, Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой". Стихотворение "Москвичи", ставшее популярной песней – своего рода "визитная карточка" замечательного поэта Евгения Винокурова, ушедшего от нас совсем недавно, в 1993-м. Однако, творческое пространство этого выдающегося автора гораздо обширнее.

Иван Есаулов в "Игре в бисер". Тема: Поэзия Евгения Боратынского

Поэзия Евгения Боратынского. Фигура этого поэта, во многом не понятого и не вполне прочитанного, стоит особняком в истории российской словесности. До наших дней дошла классическая пушкинская оценка: "…он у нас оригинален, ибо мыслит…гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого одаренного вкусом и чувством…".

Иван Есаулов в "Игре в бисер". Тема: Фёдор Достоевский. "Сон смешного человека"

Фантастический рассказ реалиста в высшем смысле был впервые напечатан в 1877-м. Произведение не вызвало интереса критиков: фактически, его просто не заметили. Между тем, именно "Сон…", по глубокому убеждению исследователей, содержит "все основные идеи, темы, образы, все голоса основных героев Достоевского…".

Страницы