Английская классическая литература в мировой культуре: рецепции, трансформации, интерпретации
В данной коллективной монографии изучается бытование произведений английской литературы («Гамлет» У. Шекспира, «Путь паломника» Джона Баньяна, готический роман XVIII в., романы Чарльза Диккенса и Джейн Остен) в современной мировой культуре. Авторы рассматривают обширный круг произведений, для которых упомянутые выше классические тексты стали основой; изучают механизмы рецепции, трансформации, интерпретации классических литературных текстов, определяют, каким образом шедевры литературы остаются в круге чтения современного человека и влияют на формирование массовой культуры XX–XXI вв.; исследуют перевод классических текстов в другие знаковые системы (циклы, иллюстрации, комиксы, театральные постановки, экранизации) и процесс их адаптации в массовой, в частности, молодежной, культуре. Коллективная монография рассчитана, с одной стороны, на филологов, специалистов в области истории литературы, с другой, на широкие читательские круги.
Содержание
М.Р. Ненарокова. Судьбы классического литературного наследия сегодня (Вместо предисловия)
Часть I. Уильям Шекспир
Щукина М.С. «Гамлетовский текст»: репрезентация гуманистического кризиса современности в европейской драматургии последней трети XX века
Ненарокова М.Р. Драматургия Шекспира в комиксах, графических романах, учебниках: «Гамлет», «Макбет», «Сон в летнюю ночь»
Часть II. Джон Баньян
Ненарокова М.Р. О стратегиях литературного пересказа (на материале предисловий к изданиям «Пути Паломника» Джона Баньяна XVIII–XXI вв.)
Ненарокова М.Р. «Эмблематический театр» Джона Баньяна: судьба Толкователя и его «живых картин» в XVIII–XXI вв.
Часть III. Традиция «готического романа»
Васильева Э.В. Рецепция романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» в современной литературе: опыт классификации
Васильева Э.В. «Готика» в графических романах и комиксах
Часть IV. Джейн Остен
Костыря А.В. Пространственно-временные локусы в стилистике сиквелов к роману Джейн Остен
Костыря А.В. Следы авторского кода в сиквеле: анализ продолжения романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остен
Иванова Е.А. Джейн Остен в зеркале немецкого молодежного фэнтези: остеновские аллюзии в романе М. Глейзер «Эмма, фавн и потерянная книга»
Часть V. Чарльз Диккенс
Халтрин-Халтурина Е.В. Диккенс и игры в вариации и номинации-1: Диккенс: рождественские чудеса и рождественская готика
Халтрин-Халтурина Е.В. Диккенс и игры в вариации и номинации-2: Роман «Тайна Эдвина Друда» и сюрпризы жанра
Часть VI. Разное
Разумахина К.Ю. Что осталось от «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте в романе «Среди проклятых стен» Лорен Блэквуд? Принципы моделирования текста в романе-ретеллинге
Кузнецова Е.В. Комедия Н. Тэффи «Царица Таир» как пародия на «Саломею» О. Уайльда
Могиш А.А. Особенности трансформации классического сюжета о Синей Бороде в рассказе Дж. Апдайка «Синяя Борода в Ирландии»
Муратова Я.Ю. Литературно-исторические реконструкции А.С. Байетт в романе «Детская книга»
Пастернак Е.А. «Сравни с похожей строкой»: композиционные, версификационные и сюжетные особенности поэм, опубликованных А.А. Илюшиным
Гумерова А.Л., Сергеева В.С. Фанфикшн и игра: к постановке проблемы
Afterword. Maria R. Nenarokova. The fate of the classical literary heritage today
Указатель (составитель М.Р. Ненарокова)