Подведены итоги ежегодного конкурса экспериментальных текстов «Игры со смыслом»
Кафедра русского языка и стилистики подвела итоги ежегодного конкурса экспериментальных текстов «Игры со смыслом».
Участники великолепно справились с задачей – созданием имеющего самостоятельную художественную ценность текста, в котором используются те или иные словесные приемы. Цели проведения конкурса не вызывают сомнения, ведь свободное владение языковым инструментарием для авторов является залогом успеха их будущих текстов, в том числе и дипломных.
В этом году победителями стали студенты 2-го курса очного факультета Евгения Липовецкая, Ангелина Трусова и Константин Соха.
Тексты победителей
1. Евгения Липовецкая, 2-й курс, о/ф
Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются стилистические ресурсы многозначности и омонимии.
У нас был план и даже план
и мы скакали по полам
ломались в горе пополам
и с горем пополам
я омоформ я омофон
я птичий корм я домофон
я всё что скажете я лук
и луг и лук
я звёздный час я рыжий ус
я тот ликующий француз
я сема, я скопленье сем
я быть могу буквально всем
я перенос я бутерброд
я перенос и перерот
и если б выбирала имя я
то назвалась бы
метонимия
Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются стилистические ресурсы синонимии.
плывёт по небу облако, похожее на яблоко,
а может, это яблоко, похожее на облако,
мгла, пелена и марево, лошадки белогривые,
туманность, дымка, облачность, космическая муть
смотрю наверх и думаю
на небесах на крошечных
на небе-небосводушке, в заоблачном раю
да в поднебесье розовом, как только помещаются
и облако, и яблоко, и прочие слова?..
Составьте собственные тексты, в которых используются а) стилистические ресурсы устаревшей лексики, б) стилистические ресурсы новой лексики (можно составить один общий текст).
Я помню твои очи – это кринж
Уста твои я помню – это рофл
Десницу, длани помню я твои
И хаер твой чилловый тоже помню
А ты хранишь ли в памяти своей,
Моя краса, ответь, скажи, ты помнишь
Мой глас, перста, чело и прочий хайп?
Она в ответ:
-Простите, мы знакомы?..
О, как же! Как! Тать сердца твоего,
Украл его, казалось мне, присвоил…
А сам забыл, что в общем ничего
Я окромя иллюзий не построил.
…И как всегда, в глухом непониманье
Любови наши гибнут каждый день
И, на родной глагол бросая тень,
Высоких нежных чувств стихает пламя.
Как быть, когда неологичность чувств
Столкнулась с архаичностью сознанья?
Как быть и как преодолеть страданья?
Никак. Тому доселе я учусь.
2. Ангелина Трусова, 2-й курс, о/ф
Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются ресурсы фоники.
Жужжит в желе пчела-жужжалка.
Отчего ж ей не жужжать?
Если липнет сахар к лапкам,
Нужно! Нужно помощь звать!
Мухе мухлевать не стыдно —
Стыдно пчелку ей бросать.
Подлетев, сама в повидле
Вдруг застряла. И опять...
И опять жужжать жужжалкам:
"Помогите! Мы в плену!"
К ним комарик мчит уставший:
"Как так можно, не пойму..."
Спас комар их без натуги,
Лишь сказал быть тише им.
Зашептались пчелка с мухой:
«Громко больше не жужжим».
Жужжит пчела. Жужжит и муха.
Желе смакуют и молчат.
Отчего же две подруги
Чересчур-таки шумят?
Оттого что есть в жужжанье
Три терпимых буквы Ж,
А излишнее жужжанье
Хитро спряталось в желе.
Составьте единый текст, в котором используются стилистические ресурсы фразеологии (использование фразеологизмов в их словарном виде и приемы трансформации).
Дождь идёт кошками и собаками
Две капельки, попеременно уступая друг другу преимущество, бежали вниз по стеклу, то замедляя ход, то вновь ускоряясь. Пятилетняя девочка Яна, встав на табуретку, уперлась обеими руками в окно и, внимательно следя за этими двумя капельками, не могла никак определиться, за какую из них она болеет: за первую или за вторую (которая сейчас вдруг на мгновение стала первой, а через секунду опять второй). Табуретка под ногами девочки устрашающе качалась не то из-за кривизны своей конструкции, не то из-за неровностей пола.
— Янка! — прикрикнул на девочку вошедший в комнату старший брат.
Яна вдруг вздрогнула и неуклюже качнулась. Шаткого табурета она испугаться не успела: старший брат взял ее охапку и стащил на пол.
— Дурная ты, Янка!
— Сам такой! Я гонки смотрела!
— Я тебе дам гонки! С окном в следующий раз вывалишься! Ну дурная…
— Не обзывайся! Я маме расскажу.
— А я расскажу, что ты на окно залезаешь!
Яна надулась только, руки на груди скрестила и села попой на пол, ясно осознавая свое поражение. Скорее всего, мама разрешила бы этот спор в пользу брата: залезать на окно явно хуже, чем обзываться.
— Ты сам виноват! Ты гулять меня не берешь! А мне скучно! — Яна показала ему язык.
— Какой гулять? На улице весь день льет как из ведра!
— Это все Бог!
— Чего?..
— Это Бог из ведра льет!
— Это выражение такое, Ян. Никакой Бог из ведра ничего не льет.
— А зачем так говорят? Если не льет…
Брат ее немного задумался:
— Ну, ты видела, какой напор воды сильный, если из ведра лить?
— Не видела.
— Как? Ну, а из ковша видела? Когда воду горячую отключают, мы из ковша купаемся, помнишь? Тебя мама купает. Ну, вот так и дождь на улице, идет как из ведра. Сильно идет то есть.
Яна пару раз хлопнула глазами и после недолгого молчания позвала брата снова:
— Витя.
— Чего?
— А долго еще Бог землю из ковша купать будет?
Витя только прыснул со смеху.
— Я откуда знаю? Там потом лужи будут. Гулять не пойдем.
— Ну Витя! — Яна скрестила руки сильнее, как бы показывая, что она обиделась вдвое больше прежнего.
— Чего Витя? А ты знаешь, как по-английски говорят, когда дождь сильный идет?
— Не знаю.
— Они говорят: «It’s raining cats and dogs».
— И что?
— Если переводить, то они говорят, что дождь идет кошками и собаками. Или из кошек и собак…
— Это как?
Витя плечами пожал.
— Не знаю, — табуретку подальше от окна убрал. — Видишь, не все выражения имеют смысл. У англичан, вот, не имеют. Или это у американцев, я не помню…
— У них кошки с неба падают?
— Нет, это у них выражение такое. У нас выражение: «льет как из ведра», а у них «дождь из кошек и собак». И то, и другое означает, что идет сильный дождь.
— У них Бога с ведром нет?
— Бога вообще нет. Ни у них, ни у нас, ни с ведром, ни без.
— А мама говорит есть!
— Вырастешь – поймешь.
— Я все маме расскажу!
— Да пожалуйста. И вообще, не сиди на холодном полу, — Витя поднял Яну снова и перетащил ее на диван, несмотря на то, что она всячески упиралась.
— Лучше бы у нас тоже собаки с неба падали, — девочка и на новом месте села в недовольную позу, скрестив теперь не только руки, но еще и ноги.
— Зачем они тебе?
— Я с ними гулять буду. С тобой не хочу. Ты маму не слушаешь.
— Так ты тоже.
— Не хочу с тобой больше!
— Ну, баба с возу — кобыле легче.
— Какая баба?
— Скоро мама, говорю, придет! Чтоб на окно больше не залезала! Дурная…
3. Константин Соха, 2-й курс, о/ф
Составьте собственный прозаический или поэтический текст, широко использующий стилистические ресурсы многозначности и омонимии.
Что - Огонь? Огонь не знает правил.
Пламя будет неба голубей…
Помолясь тому, кто мною правил,
Стану невесомей голубей.
Туча над макушкой станет серой,
Горло обовьет смолёный жгут…
И запахнет жупелом и серой –
Значит, чувства мучают и жгут.
Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются ресурсы фоники.
Ковыляя повдоль ковыля,
Поливал я поля валерьянкой,
Молочай маловесный моля
Извернуться исподней изнанкой.
Составьте единый текст, богато использующий стилистические ресурсы фразеологии (использование фразеологизмов в их словарном виде и приемы трансформации).
Под вечер сгущает краски
Закат – золотой на вес.
Рукою подать до сказки
Про принцев и про принцесс.
Вот звезды. Их кот наплакал.
И каждая та слеза
Зовет к себе, как оракул, -
Злых мыслей и чувств гроза.