Подведены итоги ежегодного конкурса экспериментальных текстов «Игры со смыслом»

вторник, 13 июня, 2023 - 07:15
Грамота за первое место
Грамота за первое место

Кафедра русского языка и стилистики подвела итоги ежегодного конкурса экспериментальных текстов «Игры со смыслом».

Участники великолепно справились с задачей – созданием имеющего самостоятельную художественную ценность текста, в котором используются те или иные словесные приемы. Цели проведения конкурса не вызывают сомнения, ведь свободное владение языковым инструментарием для авторов является залогом успеха их будущих текстов, в том числе и дипломных.

В этом году победителями стали студенты 2-го курса очного факультета Евгения Липовецкая, Ангелина Трусова и Константин Соха.


Тексты победителей

1. Евгения Липовецкая, 2-й курс, о/ф

Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются стилистические ресурсы многозначности и омонимии.

У нас был план и даже план                  

  и мы скакали по полам

  ломались в горе пополам

  и с горем пополам

 

 я омоформ я омофон

 я птичий корм я домофон

я всё что скажете я лук

и луг и лук

 

я звёздный час я рыжий ус

я тот ликующий француз

я сема, я скопленье сем

я быть могу буквально всем

 

я перенос я бутерброд

я перенос и перерот

и если б выбирала имя я

то назвалась бы

метонимия

 

Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются стилистические ресурсы синонимии.

плывёт по небу облако, похожее на яблоко,

а может, это яблоко, похожее на облако,

мгла, пелена и марево, лошадки белогривые,

туманность, дымка, облачность, космическая муть

смотрю наверх и думаю

на небесах на крошечных

на небе-небосводушке, в заоблачном раю

да в поднебесье розовом, как только помещаются

и облако, и яблоко, и прочие слова?..

 

Составьте собственные тексты, в которых используются а) стилистические ресурсы устаревшей лексики, б) стилистические ресурсы новой лексики (можно составить один общий текст).

Я помню твои очи – это кринж

Уста твои я помню – это рофл

Десницу, длани помню я твои

И хаер твой чилловый тоже помню

 

А ты хранишь ли в памяти своей,

Моя краса, ответь, скажи, ты помнишь

Мой глас, перста, чело и прочий хайп?

Она в ответ:

-Простите, мы знакомы?..

 

О, как же! Как! Тать сердца твоего,

Украл его, казалось мне, присвоил…

А сам забыл, что в общем ничего

Я окромя иллюзий не построил.

 

…И как всегда, в глухом непониманье

Любови наши гибнут каждый день

И, на родной глагол бросая тень,

Высоких нежных чувств стихает пламя.

 

Как быть, когда неологичность чувств

Столкнулась с архаичностью сознанья?

Как быть и как преодолеть страданья?

Никак. Тому доселе я учусь.

 

Второе место

2. Ангелина Трусова, 2-й курс, о/ф

Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются ресурсы фоники.

Жужжит в желе пчела-жужжалка.

Отчего ж ей не жужжать?

Если липнет сахар к лапкам,

Нужно! Нужно помощь звать!

 

Мухе мухлевать не стыдно —

Стыдно пчелку ей бросать.

Подлетев, сама в повидле

Вдруг застряла. И опять...

 

И опять жужжать жужжалкам:

"Помогите! Мы в плену!"

К ним комарик мчит уставший:

"Как так можно, не пойму..."

 

Спас комар их без натуги,

Лишь сказал быть тише им.

Зашептались пчелка с мухой:

«Громко больше не жужжим».

 

Жужжит пчела. Жужжит и муха.

Желе смакуют и молчат.

Отчего же две подруги

Чересчур-таки шумят?

 

Оттого что есть в жужжанье

Три терпимых буквы Ж,

А излишнее жужжанье

Хитро спряталось в желе.

 

Составьте единый текст, в котором используются стилистические ресурсы фразеологии (использование фразеологизмов в их словарном виде и приемы трансформации).

Дождь идёт кошками и собаками

Две капельки, попеременно уступая друг другу преимущество, бежали вниз по стеклу, то замедляя ход, то вновь ускоряясь. Пятилетняя девочка Яна, встав на табуретку, уперлась обеими руками в окно и, внимательно следя за этими двумя капельками, не могла никак определиться, за какую из них она болеет: за первую или за вторую (которая сейчас вдруг на мгновение стала первой, а через секунду опять второй). Табуретка под ногами девочки устрашающе качалась не то из-за кривизны своей конструкции, не то из-за неровностей пола.

— Янка! — прикрикнул на девочку вошедший в комнату старший брат.

Яна вдруг вздрогнула и неуклюже качнулась. Шаткого табурета она испугаться не успела: старший брат взял ее охапку и стащил на пол.

— Дурная ты, Янка!

— Сам такой! Я гонки смотрела!

— Я тебе дам гонки! С окном в следующий раз вывалишься! Ну дурная…

— Не обзывайся! Я маме расскажу.

— А я расскажу, что ты на окно залезаешь!

Яна надулась только, руки на груди скрестила и села попой на пол, ясно осознавая свое поражение. Скорее всего, мама разрешила бы этот спор в пользу брата: залезать на окно явно хуже, чем обзываться.

— Ты сам виноват! Ты гулять меня не берешь! А мне скучно! — Яна показала ему язык.

— Какой гулять? На улице весь день льет как из ведра!

— Это все Бог!

— Чего?..

— Это Бог из ведра льет!

— Это выражение такое, Ян. Никакой Бог из ведра ничего не льет.

— А зачем так говорят? Если не льет…

Брат ее немного задумался:

— Ну, ты видела, какой напор воды сильный, если из ведра лить?

— Не видела.

— Как? Ну, а из ковша видела? Когда воду горячую отключают, мы из ковша купаемся, помнишь? Тебя мама купает. Ну, вот так и дождь на улице, идет как из ведра. Сильно идет то есть.

Яна пару раз хлопнула глазами и после недолгого молчания позвала брата снова:

— Витя.

— Чего?

— А долго еще Бог землю из ковша купать будет?

Витя только прыснул со смеху.

— Я откуда знаю? Там потом лужи будут. Гулять не пойдем.

— Ну Витя! — Яна скрестила руки сильнее, как бы показывая, что она обиделась вдвое больше прежнего.

— Чего Витя? А ты знаешь, как по-английски говорят, когда дождь сильный идет?

— Не знаю.

— Они говорят: «It’s raining cats and dogs».

— И что?

— Если переводить, то они говорят, что дождь идет кошками и собаками. Или из кошек и собак…

— Это как?

Витя плечами пожал.

— Не знаю, — табуретку подальше от окна убрал. — Видишь, не все выражения имеют смысл. У англичан, вот, не имеют. Или это у американцев, я не помню…

— У них кошки с неба падают?

— Нет, это у них выражение такое. У нас выражение: «льет как из ведра», а у них «дождь из кошек и собак». И то, и другое означает, что идет сильный дождь.

— У них Бога с ведром нет?

— Бога вообще нет. Ни у них, ни у нас, ни с ведром, ни без.

— А мама говорит есть!

— Вырастешь – поймешь.

— Я все маме расскажу!

— Да пожалуйста. И вообще, не сиди на холодном полу, — Витя поднял Яну снова и перетащил ее на диван, несмотря на то, что она всячески упиралась.

— Лучше бы у нас тоже собаки с неба падали, — девочка и на новом месте села в недовольную позу, скрестив теперь не только руки, но еще и ноги.

— Зачем они тебе?

— Я с ними гулять буду. С тобой не хочу. Ты маму не слушаешь.

— Так ты тоже.

— Не хочу с тобой больше!

— Ну, баба с возу — кобыле легче.

— Какая баба?

— Скоро мама, говорю, придет! Чтоб на окно больше не залезала! Дурная…

Третье место

3. Константин Соха, 2-й курс, о/ф

Составьте собственный прозаический или поэтический текст, широко использующий стилистические ресурсы многозначности и омонимии.

Что - Огонь? Огонь не знает правил.

Пламя будет неба голубей…

Помолясь тому, кто мною правил,

Стану невесомей голубей.

 

Туча над макушкой станет серой,

Горло обовьет смолёный жгут…

И запахнет жупелом и серой –

Значит, чувства мучают и жгут.

 

Составьте собственный текст (прозаический или поэтический), в котором используются ресурсы фоники.

Ковыляя повдоль ковыля,

Поливал я поля валерьянкой,

Молочай маловесный моля

Извернуться исподней изнанкой.

 

Составьте единый текст, богато использующий стилистические ресурсы фразеологии (использование фразеологизмов в их словарном виде и приемы трансформации).

Под вечер сгущает краски

Закат – золотой на вес.

Рукою подать до сказки

Про принцев и про принцесс.

 

Вот звезды. Их кот наплакал.

И каждая та слеза

Зовет к себе, как оракул, -

Злых мыслей и чувств гроза.