Ксеркс

Мне многие говорили: это плохое название, все подумают, что тут просто опечатка в слове КСЕРОКС. После этого упреждения, надеюсь, любому будет понятно, что имеется в виду древний царь, а не современный множительный прибор.
 
Но все равно это немного странно — обратиться в наше переполненное бурными событиями время к фигуре стародавнего заграничного царя. Но, во-первых, речь в этом небольшом сочинении пойдет не только о нем, но и о других исторических фигурах, о литературе, современной и классической, о кулинарии, о любви, о собаках, об Украине, о футболе, о философии и еще о многом. А во-вторых, и по поводу этого самого Ксеркса надо кое-что пояснить.

Советское школьное образование, ощущая, видимо, какое-то отдаленное и извращенное родство с образованием классическим, много уделяло времени рассмотрению античных персонажей и событий. Так вот, самым главным эпизодом по насыщенности смыслами была история про 300 спартанцев. И что интересно, и тогдашние советские учебники, и нынешние наши и заграничные интерпретаторы резни у Фермопильского прохода сходятся во мнении, что это было символическое столкновение Европы (просвещенной) и Азии (отвратительно тоталитарной). Свобода в лице воинов царя Леонида встала против рабства, его олицетворяла собой жуткая империя персов. Да что там «доценты с кандидатами», один из моих любимых поэтов Георгий Иванов тоже не удержался: «И Леонид под Фермопилами погиб, конечно, и за них». Он имел в виду современных ему комсомолок, самую прогрессивную часть молоди; хоть и с горькой иронией, а признавал: батальон царя Леонида бился за светлое будущее, против темного прошлого.

А между тем самое поверхностное, но непредвзятое рассмотрение этого исторического эпизода заставит сомневаться в классической трактовке.

Спартанцы умерли за свободу?

Номер: 
2015, №3