Пандемия: удар по образованию?

Как пандемия повлияла на сферу образования? Об этом мы спросили у литераторов — школьных педагогов и преподавателей вузов, предложив им ответить на несколько вопросов:

(1) Какие перемены ждут среднюю и высшую школу в новом учебном году и в последующие годы? Какие уроки получили школы и вузы в связи с пандемией? К чему школа и педагоги оказались не готовы? Есть ли у вас тревоги и опасения по поводу будущего российского образования, которое наверняка уже не станет прежним?

(2) В какой степени дистанционная форма обучения в школах и вузах способна заменить очную? Не случится ли так, что количество подготавливаемых в педагогических вузах специалистов может сократиться? Нужно ли нам сегодня такое количество школьных учителей и университетских преподавателей, если в изменившихся условиях всего один педагог в режиме онлайн может вести занятие одновременно для сотен учеников или студентов?

Сергей Чередниченко,
старший преподаватель Литературного института имени А.М. Горького

(1) С середины марта и по настоящее время (середина июля) Литературный институт, в котором мне выпало счастье преподавать, работает в режиме дистанционного обучения. В том числе дистанционно проходили выпускные и вступительные экзамены, защиты дипломов. Я бы разделил дистанционную работу на три части: творческие семинары, академические предметы и проверка знаний.

Творческим вузам, которые обучают искусствам — музыке, живописи, театру и т.д., — во время принудительной самоизоляции, объявленной в нашей стране во время пандемии, пришлось особенно тяжело. Учебная работа с текстом, которая ведется на творческих семинарах в Литинституте, казалось бы, не предполагает обязательной очной формы, но магия творческого общения руководителя семинара и студентов в реальном присутствии несравненно выше, чем в дистанционном формате.

Академическим дисциплинам перестроиться на дистанционный формат было легче, и уже примерно через неделю после объявления самоизоляции лекции в Литинституте читались онлайн на весьма удобной образовательной платформе pruffme.com. Сложности возникли, пожалуй, только у тех преподавателей, кто в силу возраста не в ладах с компьютером и интернетом, но таких совсем не много.

Настоящую тревогу вызывает дистанционная проверка знаний. Естественно, решая тест по интернету, студенты обращаются за ответами к тому же интернету, это заметно по результатам. Кроме того, во многих дисциплинах, особенно гуманитарных, на экзаменах проверяются не просто знания студента, но и глубина понимания материала, оригинальность мышления, способность импровизировать в диалоге с преподавателем. Уместить все это в рамки экзаменационного теста или даже эссе невозможно.

(2) Лучшая форма гуманитарного образования — диалог ученика и учителя. Или же полилог в малой группе из десяти-пятнадцати человек. Но понятно, что это идеал, который редко достижим.

А современная жизнь все больше напоминает роман-антиутопию, причем написанный графоманом, собравшим в свой опус все штампы жанра. Сто лет назад Евгений Замятин в «Островитянах», а затем в «Мы» предупреждал о механизации общественных отношений, о том, что в мире, где главенствует конвейерный подход, личность человека девальвируется. В сфере образования это особенно ощутимо. Гипотетически можно уволить всех учителей школ и преподавателей вузов, кроме одного лучшего в каждом предмете, записать его лекции на видео и крутить их на каком-нибудь «Едином образовательном портале»; посещаемость контролировать через веб-камеры в компьютерах школьников и студентов; а все оценки тестирования будут автоматически и навечно заноситься в электронный дневник в личном кабинете. Тотальная дистанцилизация будет означать абсолютную оптимизацию образования и многократное сокращение расходов на него. Конвейерный мир победит! Но будет ли это образованием и останутся ли в этом всем личности учителя и ученика?

Из небольшого опыта коронавирусной весны-2020 стало ясно, что разница между очным и дистанционным обучением сравнима с тем, посещаете ли вы спектакль в театре или смотрите его же в интернете. В реальном театре эффект присутствия и переживания «здесь и сейчас» максимальный, а при просмотре спектакля по интернету — 10 процентов от реального. То же и с образовательной деятельностью. Во время лекции или семинара, проходящих в стенах учебного заведения, возникает аура события, ведь образовательный процесс — это не просто передача информации, это переживание, впечатление, вдохновение. Поэтому реальное очное образование считаю эффективнее дистанционного, а дистанционное представляется суррогатом.

Другие мнения на сайте журнала...

Номер: 
2020, №9
Теги: