Поздравляем победителей конкурса художественной декламации «Класс!» – 2021

Текст 
понедельник, 20 декабря, 2021 - 12:15
Победители конкурса
Победители конкурса

В 2021 году конкурс художественной декламации «Класс!», традиционно организуемый кафедрой русской классической литературы и славистики, состоялся в дистанционном режиме. Студенты очного и заочного факультетов прислали свои видеоработы с исполнением стихотворений и прозы.

Сводная ведомость голосования жюри

Сводная ведомость голосования участников

Объявляем победителей конкурса!

 1 место

Андрей Белогорцев, Варвара Бакшеева, Жанна Су, Николай Терешкин

2 место

Дарья Жданова

Мария Ермолина

Вячеслав Гончаров

3 место

Полина Гладкая

Анастасия Карпова

Дарина Копытова

 

Номинации

Артистизм

Дарина Копытова

Мария Маркова

Индивидуальный стиль

Полина Гладкая

Анастасия Данилова

Новое прочтение

Мария Маркова

Ксения Чечелёва

Классическая литература

Вячеслав Гончаров

Никита Корнилов

Современная литература

Ника Галиева

Мария Ермолина

Анастасия Карпова

Георгий Нагайцев

Визуализация

Астьер Базилио

Богдан Бобылев

Композиция видео

Андрей Белогорцев, Варвара Бакшеева, Жанна Су, Николай Терешкин

Дарья Жданова

Женская тема

Анна Попова

Анна Тихонова

Выбор участников

Андрей Белогорцев, Варвара Бакшеева, Жанна Су, Николай Терешкин

 

Своими впечатлениями от конкурса делятся члены жюри:

Председатель жюри, д.ф.н., проф. Завгородняя

Любимый не одним поколением студентов Литинститута конкурс «КЛАСС» состоялся в этом году в 12-й раз.

Благими усилиями неизменной устроительницы и вдохновительницы этого поэтического праздника Людмилы Александровны Карпушкиной, доцента кафедры русской классической литературы и славистики, «КЛАСС», не изменяясь в своей первозданной сути, отзывается на новые условия жизни, обретая новые формы и смыслы.  Второй год конкурс проходит дистанционно, и мы, члены жюри, хоть и скучаем по живым выступлениям наших дорогих участников, но и радуемся новым возможностям, которые дает дистанционный формат.

Впрочем, кто-то по-прежнему сделал ставку исключительно на декламацию, на свой голос, не задействуя иных возможностей видеоформата. И это совершенно не плохо, напротив – конкурсанты убедительно показали, что и на этом пути можно встретить творческую удачу.

Но все же многие снабдили свою декламацию впечатляющим визуальным аккомпанементом, действительно разнообразным, тонким, глубоким и завораживающим.  А кто-то снял настоящие короткометражные фильмы, в которых впору оценивать сценарий, режиссерскую работу, монтаж, реквизит, игру актеров.

Но в конце концов не суть важно, какой - фигурально выражаясь - музыкальный инструмент брали конкурсанты, как звучало воссоздаваемое произведение – как симфонический оркестр, как одинокая скрипка или бас-гитара или а-капелла. Важно было лишь то, как созданное отозвалось в слушателях. А то, что оно отозвалось, нет никаких сомнений.

Поэтический праздник в очередной раз состоялся, прекрасная традиция не прервалась, и это залог того, что мы обязательно снова встретимся в 3-ей аудитории – с новым опытом и с прежней радостью.

 

К.ф.н., доцент Ольга Юрьевна Саленко

По известным причинам во второй раз наш турнир проводится как конкурс записанного чтения художественных произведений. И это, безусловно, стало важным фактором, определившим его облик. 

В этом году удивительно, но факт, что лишь два человека декламировали стихотворения авторов XIX века (повезло юбиляру Некрасову и Апухтину!!), по-прежнему популярны Цветаева, Бунин и Хармс, а треть участников вообще выбрали поэтов из «текущей литературы». Конечно, они привлекают своей близостью, понятностью контекста, актуальностью или провокационностью темы. Однако в современном звучании стиха или темы для чтеца кроется и определенная ловушка. Дерзкого вызова может не хватить на целостное внятное высказывание, а то, что интересно тебе, может быть совсем не интересно слушателю, тут приходится убеждать и заинтересовывать своим исполнительским мастерством. Чтец с его голосом становится своеобразным инструментом. Здесь не всегда могут помочь руки, и переход на крик не становится самым ярким элементом исполнения произведения. Задача непростая, но многие с ней хорошо справились, а кто-то не очень.

В этом году четко оформилась тенденция, связанная именно с записью чтения. Наряду с традиционной формой декламации, можно проследить отчётливый тренд на производство клипов или роликов с выстроенным видеорядом, пространственным и цветовым решением, музыкальным сопровождением, реквизитом. В результате получается мини-спектакль, как в «экранизации» «Нетеперь» Хармса целой группой товарищей (создатели-участники действа Белогорцев Андрей, Бакшеева Варвара, Терешкин Николай, Су Жанна); стильный черно-белый видеоряд с изящной романтической фигурой Ждановой Дарьи по стихотворению М. Волошина «В вагоне»; видео-рассказ «Солнечный удар» И. Бунина с продуманными интерьерами, аксессуарами, психологическим рисунком образа Марковой Марии. Интересные и запоминающиеся работы!

Однако нарочитая увлеченность визуализацией или отдельной найденной хорошей конструктивной идеей может повлиять и не столь позитивно на восприятие художественного прочтения литературного материала.

В целом я была очень рада видеть любовь к творчеству и заинтересованность в работе с литературным материалом – хотя, где ещё, как ни в Литинституте ;) – любопытное осмысление, авторское прочтение и яркую реализацию своих идей! Молодцы!  

«Странных и новых ищу на страницах

Старых испытанных книг».

До новой встречи!

 

К.ф.н., доцент Татьяна Евгеньевна Никольская:

Не перестаю восхищаться разнообразием талантов наших студентов. Инсценировать стихотворение или сделать к нему видеоклип – это нетривиальная задача, не имеющая прямого отношения к умению артистично представить художественный текст. Тем не менее Богдан БОбылев, Полина Гладкая, Вячеслав Гончаров, Анастасия Данилова и другие, а также команда Андрея Белогорцева, в которую помимо него самого вошли Варвара Бакшеева, Николай ТерЕшкин и Жанна Су, справились с этой многосторонней задачей очень достойно, а в отдельных случаях прямо-таки профессионально: например, у Марии Марковой и Дарьи Ждановой получились настоящие сюжетные киноминиатюры, а клип Базилио Астьера напоминает документальный фильм. Но и те, кто решил не погружать литературное произведение в видеоряд, отнюдь не разочаровали: вдумчивость – и вместе с тем эмоциональность, артистизм – и тут же очевидно не наигранная искренность – всё это сделало исполнение Ники Галиевой, Марии Ермолиной, Анастасии Карповой, Никиты Корнилова, Георгия Нагайцева, Анны Тихоновой и других чтецов художественно объёмным, заставляющим вслушиваться в звучащее слово. Умение почувствовать нерв лирического героя и благодаря этому создать до болезненности живой образ нашло отражение в исполнении Дарины Копытовой, Анны Поповой и Ксении Чечелёвой.  

Выбор текстов для декламации выглядит симптоматичным. С одной стороны, он продиктован разлитым в воздухе ощущением бесконтрольно меняющейся реальности, телесной и психической уязвимости человека, а с другой – стремлением найти что-то стабильное, раз и навсегда данное, то, что поможет сохранить себя даже тогда, когда ты не просто наблюдаешь окружающий тебя абсурд, а становишься его частью.

Большое спасибо участникам конкурса чтецов «Класс» за свободную творческую энергию, талантливое исполнение и за выбор актуальных произведений! Большое спасибо Людмиле Александровне Карпушкиной за организацию и проведение прекрасного и вдохновляющего конкурса!

 

Д.ф.н., проф. Сергей Анатольевич Васильев:

Общая тенденция (видимо, результат дистанционного формата) – акцент на видеоряде, который нередко бывает удачным, соответствующим произведению, а не на чтении как таковом, на что конкурс ориентирован прежде всего. В лучших образцах все сочетается.

 

Д.ф.н., доцент Лидия Николаевна Дмитриевская:

Художественная декламация – искусство сродни актерскому: ее главные инструменты – голос и жест. Они главные, а музыка, визуальное сопровождение – помощники. Декламация – искусство тонкое, не любящее спешки, излишеств и неточности в отборе средств: неверно выбранная интонация, не там сделанная или несделанная пауза, постановочный, неискренний жест разрушают образ. Музыка и визуальные средства становятся частью воссоздаваемого художественного образа, в их использовании должна быть проявлена та же мера и вкус: они не должны подавить, заглушить слово. Участники конкурса "КЛАСС-21" в целом показали, что владеют этим мастерством. Однако мои размышления о декламаторском искусстве могут стать пожеланием тем участникам, кто еще только пробует свои силы в этом искусстве и готов совершенствоваться в нём.

 

Выпускник Литературного института Александр Свирин:

Конкурс чтения стихов в Литинституте сопровождал меня все пять лет учебы, а потому кажется чем-то неотъемлемым от жизни особняка и немаловажным компонентом личного опыта. Сдается, не все по дороге к метро бубнят под нос Георгия Иванова или Введенского, на ходу что-то высматривая внутри, прямо скажем, сияющих величием строк. При некоторой внешней незатейливости этого события и лёгкого флёра самодеятельности тут куда больше существенного, даже основополагающего. Литература у своих истоков охотно занималась пересказом, исполнением и вариациями. Из бормотания чужого естественно питается собственное. И, безусловно, искусный голосовой (и немного мыслительный) аппарат способен обогатить текст неведомыми прежде обертонами, а озвучение стихов может впечатлять не меньше интерпретаций со смычком и струнами. Конечно, каждый, кто решился на подобное достоин похвалы, а прошедшим мимо стоит пожелать открытости, чуткости и отзывчивости. Что касается судейства, то слушание – даже в записи – провоцирует сложный набор эмоций. Тут хочется прерваться и почитать с листа самому, там – расставить паузы и акценты, кого-то расшевелить или придержать. Но приятнее всего ошибиться и понять напоследок, что лучше и быть не могло. Конкурс дарит возможность неожиданного приобщения и приобретения – что, пожалуй, самое важное. А еще это повод для внутреннего диалога с обильным наследием родной словесности, и, надо надеяться, вскорости к нему вернется живительная функция места встречи.

 

Выпускница Литературного института Антонина Силуянова:

Думается, каждый человек, влюблённый в литературу, хочет подарить кусочек своего видения того или иного произведения. Кто-то смело идёт и читает, говорит, а кто-то сомневается, думает: «А стоит ли?», ждёт какого-то особенного момента.  И он настаёт. Для меня конкурс «Класс!»  ещё со студенческих лет – настоящий праздник поэзии, живительный энергетический поток, рожденный Словом. И радостно, что несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, в этом году конкурс снова состоялся.

Как и в 2020-м, онлайн-формат мероприятия дарит нам невероятные открытия. Удивляет и выбор некоторых произведений, и визуальные ряды, и композиционные решения многих работ. Большинство ребят приятно слушать, узнавать в строках собственные интонации или, напротив – влюбляться в то новое, что каждый вкладывает в своё прочтение. Некоторые видеоролики хотелось пересматривать, снова и снова наблюдая, как сменяется кадр, как появляются слова и образы, созвучные знакомым или не очень строкам.

Праздник поэзии удался. Спасибо Людмиле Александровне Карпушкиной, которая каждый год собирает ценителей Слова вместе на конкурсе «Класс!», а главное – вдохновляет на открытие… самого себя.

 

Организатор конкурса «Класс!», к.ф.н., доцент Людмила Александровна Карпушкина:

Второй год мы объявляем конкурс художественной декламации «Класс!» в видеорежиме, продолжая надеяться на скорое возвращение в привычный формат.

Когда и в прошлом году, и нынче мы переводили конкурс в видеоформат, было, конечно, беспокойство о том, что живое слово уступит место эффектным возможностям. И меня бесконечно радует тот факт, что опасения эти оказались напрасны: визуализация не подавляет задачи художественной декламации. В этом смысле участники конкурса каждый раз создают совершенно особенные в своем жанровом качестве произведения.

В этот раз в конкурсе приняли участие студенты с 1 по 5 курс обоих факультетов – дневного и заочного – и аспирантуры Литинститута. Чрезвычайно разнообразна палитра выбранных для исполнения произведений: это и поэзия, и проза, и отрывок из пьесы.  Своеобычны и стратегии представления материала, благодаря чему конкурс стал ярким событием для всех нас.

Благодарю участников, коллег, работавших в жюри, за этот праздник звучащего художественного слова!!!

И с Наступающим Новым 2022 годом, в котором я очень надеюсь встретиться в том же и, смею мечтать, расширенном составе на конкурсе «Класс!» 2022!

Здоровья и радости в наступающем году!