Сергей Самойленко: «Субординация в писательских кругах была, есть и будет»

Самойленко Сергей Витальевич родился в 1960 г. в Макеевке Донецкой области. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Театральный критик, поэт, переводчик. Работал редактором отделов культуры нескольких газет, главным редактором интернет-журнала «Сиб.фм», координатором Сибирского центра современного искусства. Публиковался в журналах «Литературная учеба», «Юность», «Волга», «Homo Legens», «Плавучий мост», «День и ночь», «Подъем», «Нижний Новгород», «После 12», «Образ», «Сибирские огни» и др. Автор четырех поэтических книг. Стихи переведены на английский и испанский языки. Шорт-лист Антибукера (1998). Член Союза писателей России. Живет в Новосибирске.

— Присущий молодости повод для стихов — влюбленность. А что сейчас?

— Чужие стихи всегда вдохновляют сильней любой влюбленности. От них часто включается зажигание… Созвездия Пастернака и Мандельштама, Багрицкого и Тарковского, Гандлевского и Терентьева — вот что влияет больше всего. И чем больше живешь, тем больше поэтов на твоем небосклоне можешь различить. Живешь, осознавая, что их звезды светят в темноте, свет дошел черт знает откуда.

Влюбленность заставляет писать в шестнадцать лет. Позже тобой движет другая энергия, другие силы. Создаешь собственный поэтический язык, во многом отталкиваясь от чужих стихов и опираясь на них. Потрясением когда-то стала одна строфа Ивана Жданова, которую процитировали в какой-то статье в «Литучебе»: «Мы входим в этот мир, не прогибая воду, горящие огни, как стебли, разводя. Там звезды, как ручьи, текут по небосводу и тянется сквозь лед голодный гул дождя». До этого — Арсений Тарковский. В 1983 году вышел «День поэзии» с подборкой иронических стихов Еременко. То есть вся биография, все ключевые даты — это чужие стихи. И встреча с ними не менее важна, чем другие события.

В Литинституте я учился в семинаре Ларисы Николаевны Васильевой. Она мне как-то сказала: «Продолжите писать в том же духе — вас ждет широкая известность в узких кругах». Как поэт она мне была, мягко сказать, не близка, но педагогом была прекрасным: знала, где похвалить, что подсказать, на какую болевую точку нажать. Хотя стихов наших никуда не пристраивала — пробивались сами. Из сокурсников, продолжающих писать, могу назвать Сережу Пахомова, с которым жили в одной комнате в общаге на всех сессиях.

В сентябре 1985 года, после поступления, мы с однокурсниками два вечера подряд читали стихи у памятника Пушкину, собиралась толпа человек двести. Буквально на спор. Стишки были самые безобидные, но к нам все равно подошли ребята в штатском. Уже что-то в воздухе носилось, даже в милицию не забрали — попросили предъявить документы, переписали номера студбилетов, прислали бумагу в деканат… Нам иронично сказали: «Чтецы-декламаторы…»

Читать дальше в "Сибирских огнях"...