Виктор Пеленягрэ. Откровения куртуазного маньериста

Не найдётся ни одного человека, который бы не слышал песню «Как упоительны в России вечера». Её автор – Виктор Пеленягрэ, основоположник куртуазного маньеризма. В своё время он жил и учился в нашем городе. Воспоминаниями о студенческой жизни, своих первых стихах и песнях поэт поделился с читателями «Калужской недели».

– Виктор Иванович, вы родились в селе Згурица Молдавской СССР. Как стали студентом литературного факультета КГПИ им. К. Э. Циолковского?

– Я окончил школу в 1976 году и приехал в Москву, что­бы поступать в университет, но провалил экзамены. А по­скольку я был очень свободо­любивым и мне стыдно было возвращаться домой, то при­шлось зацепиться за СГПТУ, где обучался специальности «каменщик-монтажник». Но я быстро понял, что это не для меня, и решил покончить на время с Москвой и куда-ни­будь свалить. Больше всего меня привлекала Калуга. Во-первых, расположена на моей любимой киевской дороге, по которой я ездил домой, а во-вторых, очень красива.

– Какие воспоминания у вас остались от студенческих лет?

– У нас были прекрасные преподаватели. Когда я на­писал диплом Елене Спиридо­новне Себежко, она вызвала меня и сказала: «Виктор, я вас просила написать диплом, а вы написали докторскую». И потом очень хотела задей­ствовать меня в аспирантуре. Но я поступил в Литературный институт в Москве, поэтому аспирант из меня не полу­чился.

Преподаватели калужского университета были настоя­щие вольнодумцы и не усту­пали ни на йоту столичным профессорам!

– Остались у вас друзья в нашем городе?

– Александр Долгополов из службы безопасности КЭМЗ, прекрасной души человек. Геннадий Рогов, в своё время звезда Калужского област­ного драматического театра. Владимир Глазков – ныне режиссёр из Петербурга. А также куча девушек, которых не перечислить.

– Правда ли, что песня «Как упоительны в России вечера» изначально носила название «Как упоительны в Калуге вечера»?

– Это шутка. Когда я бываю в Самаре, то пою «Как упо­ительны в Самаре вечера», когда в Париже – «Как упои­тельны в Париже вечера». А вот, например, любимый го­род Пермь не очень ложится в строку. Но мы выворачива­емся и поём: «Как упоительны на Каме вечера».

– Вы говорили, что писали её двадцать лет. Что менялось в тексте за это время?

– Первый триолет этой пес­ни я написал в 1980-х годах. Мне хотелось написать луч­ший триолет в русской поэзии, потому что они у нас были далеки от совершенства.

В 1997 году Александр До­бронравов написал к нему музыку, и для полноценной песни понадобился ещё один триолет. Я его написал. Так родились бессмертная песня и два бессмертных триолета.

– Вы основоположник последнего литературного течения XX века – куртуазный маньеризм. Можете что- то рассказать об этом?

– Я основоположник курту­азного маньеризма как лите­ратурного течения. А орден мы уже делали потом с одним поэтом, точно так же, как Станиславский и Немирович- Данченко основывали МХТ.

И как литературное тече­ние он просуществовал доль­ше, чем, например, футуризм. С 1988 года, когда был напи­сан «Манифест», практически до второго тысячелетия.

– Как ваши песни и стихи попадали в другие фильмы?

– Да, мои песни звучат в са­мых различных театральных и телевизионных постановках. Например, в фильмах «Убой­ная сила», «Граница. Таёжный роман», «Сёстры», «Движе­ние». Один из фильмов Каре­на Шахназарова «Палата № 6» номинировался на премию «Оскар» как лучший зарубеж­ный фильм, и я чуть не стал оскароносцем.

Но больше всего моих пе­сен взял замечательный ре­жиссёр Василий Пичул.

Как попадали? Это судьба. Так везло. Приходишь в ки­нотеатр, а там идёт фильм, в котором звучит твоя песня. Приятно.

– Согласны ли вы с Булатом Окуджавой, что «у поэта соперников нету»?

– Ну как же нету? Твои со­перники – вся мировая лите­ратура. Ещё Пушкин замечал, что «зависть – сестра сорев­нования, следовательно, из хорошего роду». И соревнова­ние необходимо. Я считаю, что у поэта всегда есть соперники, – это закон.

Не было бы Шиллера без Гёте. Не было бы Пушкина без его блестящего литературно­го окружения того времени. Так было всегда.

Справочно:

В 1988 году в Москве два поэта – выпускники Литературного института имени А.М. Горького Вадим Степанцов (ныне лидер музыкальной группы «Бахыт-компот») и Виктор Пеленягрэ (ныне поэт-песенник) – учредили Орден куртуазных манье­ристов – этакую поэтическую группу.

Кто же такой куртуазный маньерист? Это чувственный кривляка. Стихотворе­ния, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изыскан­ности с циничным юмором. Собственно, и поведение, и манера общения курту­азных маньеристов соответственные. Они отрицают реальность как предмет, определяющий структуру произведения. Им свойственны преувеличения, изо­билие эпитетов, декоративность, орнаментальность, гиперболизация описаний и чувств, помещение современных событий в воображаемые романтические и сентименталистские пейзажи и интерьеры, смешение низкого и высокого.

С тех пор прошло много лет, но такими манерными куртуазами они остались и по сей день.


Читать полностью в "Калужской неделе" >>>