Виктор Пеленягрэ. Откровения куртуазного маньериста
Не найдётся ни одного человека, который бы не слышал песню «Как упоительны в России вечера». Её автор – Виктор Пеленягрэ, основоположник куртуазного маньеризма. В своё время он жил и учился в нашем городе. Воспоминаниями о студенческой жизни, своих первых стихах и песнях поэт поделился с читателями «Калужской недели».
– Виктор Иванович, вы родились в селе Згурица Молдавской СССР. Как стали студентом литературного факультета КГПИ им. К. Э. Циолковского?
– Я окончил школу в 1976 году и приехал в Москву, чтобы поступать в университет, но провалил экзамены. А поскольку я был очень свободолюбивым и мне стыдно было возвращаться домой, то пришлось зацепиться за СГПТУ, где обучался специальности «каменщик-монтажник». Но я быстро понял, что это не для меня, и решил покончить на время с Москвой и куда-нибудь свалить. Больше всего меня привлекала Калуга. Во-первых, расположена на моей любимой киевской дороге, по которой я ездил домой, а во-вторых, очень красива.
– Какие воспоминания у вас остались от студенческих лет?
– У нас были прекрасные преподаватели. Когда я написал диплом Елене Спиридоновне Себежко, она вызвала меня и сказала: «Виктор, я вас просила написать диплом, а вы написали докторскую». И потом очень хотела задействовать меня в аспирантуре. Но я поступил в Литературный институт в Москве, поэтому аспирант из меня не получился.
Преподаватели калужского университета были настоящие вольнодумцы и не уступали ни на йоту столичным профессорам!
– Остались у вас друзья в нашем городе?
– Александр Долгополов из службы безопасности КЭМЗ, прекрасной души человек. Геннадий Рогов, в своё время звезда Калужского областного драматического театра. Владимир Глазков – ныне режиссёр из Петербурга. А также куча девушек, которых не перечислить.
– Правда ли, что песня «Как упоительны в России вечера» изначально носила название «Как упоительны в Калуге вечера»?
– Это шутка. Когда я бываю в Самаре, то пою «Как упоительны в Самаре вечера», когда в Париже – «Как упоительны в Париже вечера». А вот, например, любимый город Пермь не очень ложится в строку. Но мы выворачиваемся и поём: «Как упоительны на Каме вечера».
– Вы говорили, что писали её двадцать лет. Что менялось в тексте за это время?
– Первый триолет этой песни я написал в 1980-х годах. Мне хотелось написать лучший триолет в русской поэзии, потому что они у нас были далеки от совершенства.
В 1997 году Александр Добронравов написал к нему музыку, и для полноценной песни понадобился ещё один триолет. Я его написал. Так родились бессмертная песня и два бессмертных триолета.
– Вы основоположник последнего литературного течения XX века – куртуазный маньеризм. Можете что- то рассказать об этом?
– Я основоположник куртуазного маньеризма как литературного течения. А орден мы уже делали потом с одним поэтом, точно так же, как Станиславский и Немирович- Данченко основывали МХТ.
И как литературное течение он просуществовал дольше, чем, например, футуризм. С 1988 года, когда был написан «Манифест», практически до второго тысячелетия.
– Как ваши песни и стихи попадали в другие фильмы?
– Да, мои песни звучат в самых различных театральных и телевизионных постановках. Например, в фильмах «Убойная сила», «Граница. Таёжный роман», «Сёстры», «Движение». Один из фильмов Карена Шахназарова «Палата № 6» номинировался на премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм, и я чуть не стал оскароносцем.
Но больше всего моих песен взял замечательный режиссёр Василий Пичул.
Как попадали? Это судьба. Так везло. Приходишь в кинотеатр, а там идёт фильм, в котором звучит твоя песня. Приятно.
– Согласны ли вы с Булатом Окуджавой, что «у поэта соперников нету»?
– Ну как же нету? Твои соперники – вся мировая литература. Ещё Пушкин замечал, что «зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду». И соревнование необходимо. Я считаю, что у поэта всегда есть соперники, – это закон.
Не было бы Шиллера без Гёте. Не было бы Пушкина без его блестящего литературного окружения того времени. Так было всегда.
Справочно:
В 1988 году в Москве два поэта – выпускники Литературного института имени А.М. Горького Вадим Степанцов (ныне лидер музыкальной группы «Бахыт-компот») и Виктор Пеленягрэ (ныне поэт-песенник) – учредили Орден куртуазных маньеристов – этакую поэтическую группу.
Кто же такой куртуазный маньерист? Это чувственный кривляка. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором. Собственно, и поведение, и манера общения куртуазных маньеристов соответственные. Они отрицают реальность как предмет, определяющий структуру произведения. Им свойственны преувеличения, изобилие эпитетов, декоративность, орнаментальность, гиперболизация описаний и чувств, помещение современных событий в воображаемые романтические и сентименталистские пейзажи и интерьеры, смешение низкого и высокого.
С тех пор прошло много лет, но такими манерными куртуазами они остались и по сей день.