Владимир Курносенко. Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия

Владимир Курносенко (1947-2012) окончил Литературный институт в 1981 году. В 2022 вышла книга не издававшихся ранее произведений писателя.


Владимир Курносенко. Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия.  — М. Изд-во «БОС», 2022. — 336 с., ил.

ISBN 978-5-905117-66-4

Аннотация:

В сущности молодым еще, не дожившим и не дописавшим своего, ушел от нас замечательный русский писатель Владимир Владимирович Курносенко. Главным и в творчестве, и в жизни его был поиск Веры. Стремление к Богу. Для неверующих это можно истолковать как нравственный поиск жизненного смысла. Этому главному были соприродны и его сюжеты, и особый речевой строй, да и почти аскетический образ жизни, который он вел в последние годы в простом и скромном своем доме во Пскове.

На письменном столе Владимира Владимировича осталось несколько неопубликованных текстов, в частности «Совлечение бытия», жанр которого автор определил как «беллетристическую импровизацию в жанре фуги-токкаты». В книгу еще вошел цикл рассказов «Неостающееся время», составляющий с романом дилогию.

Проза Курносенко очень манкая. С первых страниц читатель попадает в своеобразную воронку, из которой выбраться лучше всего к концу повествования. Открывает книгу изумительно размашистая автобиографическая повесть «Неостающееся время». Это семь небольших рассказов, в каждый из которых вложен, расцвечен, красиво вынут из общей жизненной канвы автора какой-то эпизод. Сразу бросается в глаза, что Курносенко много ищет на уровне языка, стилистики, вводит диалектизмы, слова характерные и малоупотребительные.  И все с большим вкусом, изящно, без вычурности и манерности. Это придает тексту большую договоренность, коррелируется с щемящим тоном названия, подергивает светлой грустью зрелости.

Продолжает книгу роман «Совлечение бытия», составляющий по замыслу автора с «Неостающимся временем» дилогию. Хотя сказать, что этот роман — сюжетное продолжение повести, конечно же, нельзя. В нем так же колоритен и метафоричен язык: «Время двигалось внутри себя трудно, точно неочищенное растительное масло». Но сюжет значительно более разветвлен, романно расставлен персонажами и обстоятельствами, а композиция подчеркнуто полифонична, содержит несколько фабульных объемных пластов. Этот объем создает не только разнообразие смыслов и линий, но и большое количество отсылок к другим текстам, если угодно, текст все время подогревается на очагах мировой культуры и за счет этого наращивает от страницы к странице безусловную художественность. В итоге описание путешествий одной судьбы вырастает до философской притчи, где суть существования, его сакральный смысл важнее сценарных перипетий. Евангелистичность финала романа воспринимается куда сильнее, чем воспринималась бы самая лихая и изобретательная событийная развязка.

Максим Замшев,
российский поэт и прозаик, публицист
главный редактор «Литературной газеты»