Германия: Встреча с немецким писателем Мартином Шойбле

вторник, 10 февраля, 2015 - 23:00
Мартин Шойбле в Литинституте

10 февраля в Литинституте состоялась встреча с немецким писателем Мартином Шойбле (Martin Schäuble), чьи книги "Джихад: террористами не рождаются" и "Сканеры" (антиутопия о медиализации общения в середине XXI века; опубл. под псевдонимом Роберт М. Зоннтаг) были недавно изданы на русском языке.

Встреча была организована Немецким культурным центром имени Гете (Гете-Институт) и Литературным институтом имени А.М. Горького; мероприятие проходило на немецком языке с русским переводом.

На встрече со студентами Литинститута Мартин Шойбле выступал как автор антиутопии "Сканеры", а не как писатель-документалист. Общаться с аудиторией ему помогала Татьяна Зборовская - на русском языке "Сканеры" изданы именно в ее переводе.

Студенты-переводчики готовились к этой встрече, поэтому писателю было задано немало острых вопросов о его книге. Например, о том, что же нового, по мнению автора, можно сказать сегодня в жанре антиутопии, если произведения в этом жанре, и особенно - "Сканеры", по большому счету, сделаны из цитат - из Замятина, Оруэлла, Хаксли, Брэдбери. Не снижают ли прямые ссылки на первоисточники ценность данного художественного произведения? Насколько реверанс в сторону классиков отличается от плагиата? Нужны ли рынку книги, пересказывающие предшественников, но адаптированные к современности?

Спрашивали и о теме, поднятой в книге и довольно болезненной для сегодняшней России, - о книжном пиратстве. В "Сканерах" пиратство становится механизмом цензуры, и лозунг: «Все знания — каждому! Всегда и бесплатно!» - принадлежит тоталитарной власти. Студенты попытались выяснить, какова позиция самого Мартина Шойбле. Он ответил словами одного из своих персонажей: "Я рад, что мою книгу читают и будут читать всегда и везде. Но на что жить мне, если ее будут читать бесплатно?"

Подробно герр Шойбле остановился на самом процессе работы над книгой: от импульса к написанию художественного произведения до подготовки обложек.

Собирая на Ближнем Востоке материал для своих документальных книг - журналистских расследований, он видел так много насилия и страданий людей, что ему жизненно необходимо было как-то и отвлечься от всего этого, и осмыслить полученный опыт. Внутренние переживания нельзя переработать в документалистике: в ней слишком жестко заданы рамки; но необходимую свободу самовыражения можно обрести, создавая художественный текст.

Однако чем больше М.Шойбле рассказывал о своей книге, тем очевиднее становилось, что он работал над ней не как свободный художник, а как документалист. Сначала он собрал три вида полевых материалов: первые - во время своих журналистских расследований, вторые - из книг классиков антиутопии, третьи - наблюдая за развитием высоких технологий. Затем он их объединил, перенеся действие на 25 лет вперед, то есть в ближайшее будущее. После этого он отдал текст своему издателю, и здесь началась работа коллектива над будущим бестселлером. Чтобы текст понравился мальчикам, в нем описано множество технических прибамбасов; чтобы он понравился девочкам, добавлена любовная линия. Пожалуй, и Рэй Брэдбери здесь появляется для того, чтобы стимулировать подростков к чтению классиков. Наконец, когда текст был существенно переработан, подключились иллюстраторы. В книге без иллюстраций всю графическую информацию нужно уместить на обложке, поэтому над обложками (а они разные - для дешевых изданий и дорогих, для переводов на другие языки, для переизданий и т.д.) тоже трудилась целая команда. После всего этого, после того, как тираж был отпечатан, началась раскрутка "Сканеров" - встречи с читателями, презентации и т.д.

Такой деловой подход к созданию книги должен вызывать уважение: он приносит доход. На самом деле, у студентов на этой встрече была возможность научиться зарабатывать на своем таланте. Но студенты сидели немного погрустневшие. Возможно, им было бы гораздо интереснее, если бы к ним приехал Мартин Шойбле, работающий на Ближнем Востоке и высняющий, откуда растут ноги современного терроризма. Не того, в котором сканируют книги, а того, что взрывает жилые дома и аэропорты.