Круглый стол «Язык рунета и трансформация жанров в интернет-пространстве»

20 и 27 мая 2020 в Системе дистанционного обучения Литературного института имени А. М. Горького состоялись две встречи в рамках Круглого стола на тему «Язык рунета и трансформация жанров в интернет-пространстве», организованного кафедрой русского языка и стилистики, где выступили студенты четвёртого курса. Особое внимание в докладах было уделено исследованию таких явлений, как интернет-орфография, структура мемов, культура общения в интернет-пространстве и формирование новых жанров (фанфикшн, крипипаста и пр.). Представленные доклады вызвали у слушателей горячий отклик, за которым последовало бурное обсуждение, в том числе и в чате. Благодаря выступлениям много нового для себя открыли не только студенты, но и преподаватели.
Программа Круглого стола
20 мая
Алла Новикова, Татьяна Никиткова
Намеренные ошибки как средство создания комического эффекта (на примере мемов)
Намеренные ошибки в мемах – это орфографическая игра, суть которой заключается в сознательном нарушении правил, хорошо знакомых говорящему (пишущему). Намеренные ошибки в мемах для создания комического эффекта не связаны с традицией языка падонкафф (т. к. одной из целью существования языка падонкафф было очищение русского языка). Корни культуры намеренных ошибок в Интернете (и в мемах, в частности) стоит искать в постмодернистской постиронии, которая предполагает слом иерархии, смещение высокого и низкого, правильного и неправильного.
Эдуард Царионов
Жанры журналистики в подкастах
Каждый из жанров журналистики может найти свое отражение в рамках подкаст-индустрии. Элементы информационных жанров используются в комплексных произведениях от Русской службы Би-би-си или Холод Медиа. Наиболее представлены в подкастах аналитические жанры: интервью, беседа, статья. А самыми сложными для переноса в подкасты остаются художественно-публицистические жанры журналистики.
Екатерина Самохина
Научпоп XXI века
В докладе рассказывается о современном состоянии научпопа на примере Школы научных коммуникаций и Science Slam. Рассмотрены различные форматы научпопа, а именно: формат видео-лекций на примере Аразамаса и Постнауки, формат подкастов – «Звуки науки», формат состязаний - Science Slam. Обозначены проблемы неподготовленности спикеров и лекторов в области образования, и поэтому сделано предложение ввести в программу обучения курсы ораторского мастерства. Также были выражены надежды на активное развитие научпопа на просторах интернета, что могло бы существенно поднять уровень образованности населения.
Елизавета Малышева
Культура шуточного оскорбления в интернете
В докладе рассматривается вопрос о культуре шуточного оскорбления. В основном это явление существует в интернете, но иной раз может реализовываться и в офлайн-пространстве. Главная идея доклада — сравнение интернета с игровым пространством, а характеристик шуточного оскорбления — с правилами игры. Эта теория применяется с опорой на труд Й. Хёйзинги «Человек играющий». Фактические проявления такой игры рассмотрены на примере интернет-мемов (визуальных), русскоязычных и англоязычных. Главной задачей работы являлась акцентуация проблемы шуточного оскорбления — перспективы его трансформации в прямолинейное насилие (буллинг, кибербуллинг, абьюз).
Алиса Беляева, Нина Барабанова
Принципы интернет-орфографии
В докладе освещалась проблема интернет-орфографии, при этом были выявлены принципы изменения орфографии в интернет-пространстве. Указывалось, что в основе данных принципов лежит эрратив - намеренное использование орфографических ошибок, которые появляются под воздействием речевой ситуации. Предлагалось классифицировать эти явления, выделив принцип «очевидных ошибок» (фонетический и гиперкоррекция), принцип «смягчения», принцип графического подобия.
27 мая
Юлия Рычагова
Язык геймеров
В современном мире индустрия компьютерных игр стремительно развивается, расширяя свою аудиторию и привлекая в данную сферу пользователей со всего мира. С развитием и ростом охвата компьютерных игр непосредственно связано формирование универсального компьютерно-игрового сленга, позволяющего геймерам продуктивно коммуницировать в процессе игры и быстро реагировать на изменяющиеся ситуации в пределах игрового поля. Данный доклад посвящён изучению становления компьютерно-игрового сленга в России и анализу его базовых понятий, созданных на основе заимствованной лексики.
Анастасия Булыгина, Алена Бондарь, Екатерина Квитко
Мемы как трансформация жанра сатиры в интернет-пространстве
Исследование посвящено вопросам развития жанра сатиры в современном мире. Было выдвинуто смелое предположение, что привычная классификация ответвлений этого жанра может быть расширена понятием «мем». На конкретных примерах это удалось доказать. Действительно, смешная картинка может выступать как самостоятельное сатирическое высказывание, причём весьма жёсткого содержания. Также слушателей познакомили с развитием жанра мем – был прослежен путь от ранних демотиваторов до мета- и пост-иронических мемов.
Анастасия Хвойницкая, Илья Пилецкий
Феномен мемов внутри студенческих групп
На конференции был представлен доклад, в котором рассматривалось явление появления публичных страниц с мемами внутри студенческих
сообществ. Были рассмотрены: появление и развитие «студенческого мема» как способа самопрезентации студента; вербально-визуальный код, который впоследствии прошел этапы редукции текстовой составляющей мема и увеличения смысловой нагрузки на визуальную составляющую; была оценена связь феномена мема с работой Йохана Хёйзинги «Человек
играющий». В ходе работы выявлены черты изолированных групп среди студенческих объединений, в частности те черты, которые влияют на создание нового «языка» общения.
Слайд из презентации к докладу на тему «Феномен мемов внутри студенческих групп»:
Антон Мельников
Бытование жаргонизмов на просторах Интернета
В докладе рассматривается бытование жаргонизмов в Интернете, делается попытка проследить, как функционирует русский жаргон в социальных сетях. В ходе исследования удается прийти к следующим выводам:
1. Жаргонизмы выступают "маркерами" нелитературной речи;
2. Жаргонизмы обеспечивают экспрессивность актуального сообщения, делают посыл автора того или иного "поста" колоритным и запоминающимся;
3. Посредством жаргонизмов возможно осуществление коммуникации между различными участниками речи, жаргон способен актуализировать тему высказывания, обратив внимание на её злободневность и выразительность.
Елена Старчикова
Популярные интернет-жаргонизмы (на материале реплик в соцсетях)
1. Выдвинуто предположение, почему современная молодежь использует интернет-жаргонизмы в интернет-переписке:
причина такого использования - потребность в самовыражении и взаимопонимании. Это помогает самоутвердиться, почувствовать свое единство с другими, становится способом противопоставления себя старшему поколению, помогает подчеркнуть собственную современность.
2. Приведены примеры популярных интернет-жаргонизмов:
"Хайп", "хейт","стрим", "пруф", "бан", "банить", "рофл", "ору" и др.
3. Подведены итоги, в которых возник главный вопрос: существует ли проблема снижения уровня речевой культуры и грамотности?
Отмечены плюсы и минусы употребление интернет - жаргонизмов в речи: «обычно в чатах и социальных сетях переписка ведется сразу с несколькими людьми, поэтому очень важно писать быстро и уметь кратко, но емко выражать свои мысли. Этот язык делает речь более лаконичной и эмоционально выразительной, а также становится формой общения "для своих"».
Из отрицательных моментов стоит отметить, что «из-за своей страсти к жаргонизмам люди пишут с ошибками, искажают устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни».
Анастасия Гаврилина, Лина Арангулова
Фанфикшн как новый вид современной литературы
Доклад посвящен теме фанфикшна как вида современной литературы. Происходя из субкультуры фан-творчества, к сегодняшнему дню фанфикшн модернизируется в тренировочную площадку для авторов. В рамках фанфикшна действует своя система оформления текста, терминология и законы, о которых подробно говорится в докладе.
Артемий Бесполов, Анатолий Грибков
Трансформация жанра фольклора в Интернете на примере крипипаст
В своем докладе Бесполов А. и Грибков А. продемонстрировали особенности трансформации Интернет-фольклора и, в частности, жанра крипипасты, а также на наглядных примерах разобрали те или иные традиции и устоявшиеся каноны жанра.
Зоя Титова
Намеренное нарушение норм орфографии в интернет-сленге
Язык падонков» возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности интернет-пользователей, после чего проник в устную речь. Этот «язык» на начальном этапе его появления корректно рассматривать как жаргон, состоящий из слов-эрративов.
Со временем, по мере его распространения в середине 00-х за границы контркультуры падонков, он приобретает в большой степени черты стиля, связанного с особой коммуникативной средой – «разговорным» интернетом. Как отмечают исследователи, сейчас наблюдается снижение популярности «языка падонкафф» и его различных модификаций. Вместе с тем, многие пользователи интернета продолжают активно использовать в общении слова из жаргона падонков и их производные.
Анастасия Отинова
Язык фешн-блогеров
Работа представляет обзор некоторых ключевых понятий и терминов фешн-блогов. Слова, которые вошли в этот перечень, плотно укоренились в лексическом запасе любого российского фешн-блогера. Также в работе рассмотрены основные способы словообразования фешн-языка, большую часть представляют собой заимствования из английского и французского языков.
Екатерина Чистякова
Язык авторского телеграм-канала
«Каналы» появились в телеграме в сентябре 2015 года. Это уникальный гибрид новостной ленты и персональной рассылки. Новая функция предоставила возможность отправки сообщения множеству пользователей (подписчикам). Каналы не имеют ограничений по количеству участников и отображают всю историю сообщений. У каждой записи есть счетчик с количеством просмотров. Каналы могут быть приватными или публичными. В них нет комментариев.
Ведение канала в телеграме не требует визуального контента, необходимой составляющей интернет-коммуникации. Автор полностью сосредоточен на способах употребления языка, стилистических особенностях текста, на его содержательной стороне. Кроме того, если на других популярных площадках язык высказывания унифицировался (язык фейсбука или язык блога в инстаграме, например, это сегодня универсальный язык с четко оформленной и осознаваемой и авторами, и читателями, системой норм и правил), и утратил разнообразие выражения авторской интенции, то каналы телеграма ещё сохраняют это лингвистическое своеобразие.
Язык телеграм-канала представляет ценность для исследования и понимания особенностей языка интернет-пространства, воплощает его «гибридную природу» (язык интернета – система, включающая в себя элементы разговорной и письменной речи), демонстрирует общие тенденции в развитии и обновлении языка интернет-пространств и одновремено сохраняет черты индивидуально-авторского стиля.