От литеры к литературе. Статьи

Аннотация 

Сборник статей по стилистике русского языка.

 

ОТ АВТОРА

Данная книга — результат педагогической деятельности за много лет. Выстроена она по хронологии. Иногда статье предшествовал доклад на какой-либо научной конференции, сказанное хотелось зафиксировать на бумаге, придать мыслям несколько иной порядок, нежели при устном выступлении.

Как правило, в поле зрения попадали сочинения писателей «литинститутской школы» (об этом подробно сказано в статье «Своеобразие художественного мира молодой российской прозы»).

Анализ предлагаемых художественных произведений основан на лекциях по русской стилистике А.И. Горшкова, написанных и читаемых специально для студентов Литинститута.

В книге «О языке художественной литературы» В.В. Виноградов наметил два главных пути стилистического анализа текста. Первый путь — путь «соотношения и сопоставления состава литературно-художественного произведения с формами и элементами общенационального языка», то есть с чем-то внешним по отношению к тексту. Второй путь, путь «расчленения» словесно-художественного единства на нечленимые отрезки и последующего осмысления их в контексте целого, путь анализа языковых средств всех уровней, но рассматриваемых как компоненты некоего смыслового и словесно-композиционного единства, ведет нас в глубь текста и может быть определен как внутренний.

Но «внешний» и «внутренний» не могут быть изолированы Друг от друга, — пишет А.И. Горшков. — Наоборот. В конкретном анализе они чаще всего присутствуют оба, хотя один из них обычно выдвигается на первый план. В данном случае необходимо гибкое сочетание обоих путей анализа. Конечно, поскольку мы, в основном, опираемся на отдельные произведения конкретных авторов, преобладать будет второй внутренний путь анализа. Рассмотреть и осмыслить все нечленимые элементы текста в рамках целого — это и значит описать образ автора, этот внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения. Но ведь эти произведения невозможно рассматривать изолированно, в отрыве от «форм и элементов общенационального языка (в том числе и языка национальной литературы. — Н.Г.) и его стилей». Поэтому мы неизбежно будем обращаться и ко второму пути анализа, к пути «соотношения и сопоставления» прозы молодых авторов с иными, как современными, так и историческими языковыми явлениями. В книге используется современный языковой материал, который, с одной стороны, отражает многообразие стилистических поисков молодой современной прозы, а с другой — впервые подвергается научному стилистическому анализу.

Эта книга поможет учащимся выработать научный стиль и изучить употребление языка художественных произведений, что является необходимыми условиями для дальнейшей работы будущих литераторов.