Поздравляем победителей конкурса экспериментальных текстов «Игры со смыслом»

Текст 
среда, 13 мая, 2020 - 11:30

Подведены итоги конкурса экспериментальных текстов «Игры со смыслом», проведенного кафедрой русского языка и стилистики.

В конкурсе участвовали работы студентов 4-го курса очного факультета. В жюри конкурса поступило более трех десятков работ. Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе проверялось наличие в экспериментальном тексте выполнения автором заявленной стилистической задачи. Ко второму этапу были допущены 18 работ. Жюри – члены кафедры – на втором этапе оценивали оригинальность решения стилистической задачи, владение языковым инструментарием, композиционную и смысловую целостность получившегося текста, наличие и реализацию идейно-тематического содержания, а также художественное своеобразие текста.

В финал вышли, набрав большее количество баллов, 6 студенческих работ. Среди них определились безусловные лидеры:

1 место – Холодилова Дарья (68 баллов из максимальных 70)

2 место – Смирных Александр (64 балла из 70)

3 место – Бесполов Артем (62 балла из 70)

Финалистами также стали Гринкевич Екатерина (61 балл), Иванова Мария (60 баллов), Рыжова Ника (60 баллов).


Холодилова Д. А. (68 баллов)

«Сосенка»

В девятнадцать я бегаю лучше, чем в девять. Только длинная юбка немного цепляет цветы. Ноги чуть-чуть подросли, из вежливости, в остальном – вся такая же, вроде сосенки, за забором растущей, милой, пушистой, шершавой.  

Хвойный воздух сжимает внутри, щекотящий до боли. Это лёгкие вздулись, как простыни. Вот наткнутся на рёбра и, может быть, лопнут, а может – спасусь. Смешной страх заставляет бежать в сорняки. Это кажется страшным, а по правде, мы носимся с Варей. Ничего не случится, не надо лететь, хохоча, по дорожке от тёплых любимых рук.

Этот сад не менялся. Вот низкий смущённый жасмин. Тут вот яблоки, в них живут певчие птицы. Мы качались с сестрой на верёвках и думали: будем дружить лет так сто. Теперь бегаем с Варей, и, в общем-то, мне всё равно. Всё мелькнуло, как солнечный зайчик: каникулы, школа, друзья. Я теперь в догонялки играю с другими. Пока.

Пока Варя не может поймать меня, я забралась глубоко. Остальные стоят рядом с нею, им больше не страшно. Говорят, выходи, выходи, ты совсем что ль? А я тут останусь. Варя ловит, поэтому вроде бы выйти нельзя. Я как сосенка, стану на даче расти. Мне не надо писать рефераты, контрольные, тесты, мне не надо ругаться с друзьями, ругаться с семьёй. Я хотела бы бегать, как в девять, и детство тогда возвратится. Правда, завтра нам всем надо будет поехать домой.

Хорошо, говорю, хорошо, я сдаюсь (только вру). Варя смотрит счастливо, глаза у неё что орешки. Юбку я закатаю, как рульку, так кажется, что я не дёрнусь. В этом деле как выползешь – сразу же надо бежать. Выхожу из репейника. Хлопают Варины руки. Я лечу, правда, мордою вниз. Ну, бывай, моя юбка. 

          В этом салки ужасно похожи на жизнь. Всё бежишь, всё стараешься, чуть ли на крышу не лезешь, а на самом-то деле не знаешь, зачем так бояться. Вот поймали, вот вздрогнул ты, вот и конец. Хоть и весело, а через час все и сами не рады метаться. 

          Юбка белая, не отстирается. Я смотрюсь так, как будто с репейником влезла в роман. Руки-ноги – сплошная царапина, а коленками въехала в плитку, ушедшую в землю с травой. Варя гладит мне плечи, а я ничего, я как будто с коньков навернулась. Это тоже случалось сто раз, нет, ну правда, мне так хорошо.

          И крыльцо здесь похоже на персик, сочащийся солнцем, но в веранде другое, в веранде ужасно темно. Это делают сосенки. Где репейник – не будет и кустика, а веранду построили к лесу. Это сделано, чтобы не видеть соседей. Чтобы в зной, если что, всегда было чуток холодка. В голубой этой зелени Вы меня ждёте, отшельник.

          Я стою перед Вами в дверях с этой задранной юбкой, как дура. Ноги мокрые, смыла кровищу в колодце. В полумраке зелёном глаза Ваши смотрятся синим. В них спокойно, но холодно, как в древней северной сказке. Разложили диван. Белье колется только от взгляда, такое крахмальное. Говорите, садись, ну да это понятно без слов. Под моей перемазанной юбкой хрустит одеяло. Вы приносите йод, Вы уже предо мной на коленях, но, правда, заметно, как злитесь. Эта злость для меня что репейник, налипший на сердце насквозь.

          Почему ты такая, спросили Вы. Я, в самом деле, не знаю. Ваши руки рисуют мне сеточки, делая больно до слёз. Мне так хочется дёрнуться, хоть бы захныкать. Болтаю. Ваши руки легли на колени, и это, похоже, всерьёз.

          Ближе к ночи здесь даже совсем не темнеет. Только тихо, так тихо, что кажется, будто оглох. Я лежу между Вами и стенкой с ковром, ковыряю ворсинки. Так хотелось б ударить Вас, мне от Вас жарко и тесно. А коленки дрожат, и чуть двинешься, корка на них затрещит. Даже хочется крикнуть, вопить, меня Варя услышит. Понятно? С Вами спать я не буду. 

          Вместо штор здесь висят занавески из серого кружева. Что с них толку, ведь молния мечется, словно пожар. Грома я не боюсь, но сжимаюсь, забыв про мучения. Ненавижу, когда в этой дачной тиши всё звенит от грозы. Я хочу в Вас уснуть, пока Вы не заметили: Вы обернулись. Между рёбер Вы пахнете чем-то лимонно-морским.

          Ваши руки тяжёлые. Водите ими по ссадинам. Показалось, как будто Вам больно на пару со мной. Словно всё это тело – сосна, и какие-то гадины вырезали на мне неприличное «Мой дорогой». 

          Гром ударил. Мой рот распахнулся, как рыбий. Я б хотела завыть, а выходит, что просто молчу.  Почему я такая? Скажите, любимый мужчина. Почему, почему, почему, почему, почему?


грамота

Смирных А. (64 балла)

Град Москва стоял в смуте

Апосля Нового года люд узнал весть о некой хвори, что пуще чумы зараза. Пришла она из-за морей и звалась по-заморски, хвороновирусом ли. Переполох такой встал, что голова наша, наставщик, приказал распорядиться, чтоб полдневаливосвоясях. Наказал еще не выходить и́з дому вовсе без абы какой нужды и сокрытися там, або иначе не вынести нам испытанья божиего. А чтоб уже совсем не осерчали гражане, утратившие плацу свою из-за бедствия, пообещал выплату оброка в размере двадцати тысяч рубленых.

Натужно стала протекать людская жизнь в страхе и боязни перед обрушившимся несчастием. Особенно страшались старцы, поскольмладыя, как думалось, этой хворью заболеть не могут. Ано оказалось, что и младых сия напасть берёт.

Сильно нужными стали гонцы и лекари. С испугу пораскупили туалетный папирус и лицевые повязки, которые от хвори могли бы защитить. В очередях в лавках стали держаться порознь друг от друга аж на два аршина.

В новину стало видеть, как Личину люди начали оболокать особыми повязами, чтоб отсеивать через них морящий дух, витающий в воздухе. Почто их и купить нигде невозможно, кто уж совсем дошлый, стал сам мастерить, чтоб заместо тех обыденных, которых нет нигде.

Так и прошел русский пост, а немного попожа, покуда не стало мочи больше на печи сидеть да ланпаду жечь, любо стало и просто на улицу выйти, тожно как нельзя было – лепота есть даже просто обонять свежесть весеннюю норками своими. Наипаче краше стали казаться дивные лузи наши просторные, однако нонче в ограде они – только рази и остается что бродить себе пображивать среди изб да лавок, да ждать пожидать, когда окончится сие обстояние.


Бесполов Артемий (62 балла)

Написать текст от 1-го лица (на определенную тему), а потом рассказать об этом же событии от 3-го лица.

Уличное происшествие

  1. Я по городу тёк, пущенный на самотёк, и в итоге стёк в водосток. Сколько ни пытался остаться, ни журчал: «Сжальтесь!»… Не смог. Больно мне не было, но было обидно, ведь не видно людям, как я жидким студнем днём летним сквозь клетку решетки водостока – капля за каплей… Видели зрители с улицы, но никто не заплакал.

 

Образ рассказчика формируется остранением, рифмующимся повествованием и неуместно трагическим пафосом.

 

  1. Вчера приблизительно в 15:39 на главной городской улице Анатолий увидел, как мальчик в качестве первоапрельского розыгрыша швырнул игрушку-лизуна в своего друга, однако промахнулся и угодил лизуном в лужу, текущую в сточные воды.«Буль-буль», – говорил лизун.

 

Отстраненное и скупое повествование вкупе с представлением и прямой речью формирует образ рассказчика.

***

На тему предложенного отрывка напишите свой текст, самостоятельно определившись с его стилем и жанром.

Как-то я лежал на берегу, глядя сквозь прищуренные ресницы на разноцветные огненные шары, — они вертелись передо мной в каком-то сиреневом пространстве. Я соображал, что это за пространство — воздух ли над морем или, может быть, это небо, изменившее по капризу фиолетово-черный цвет и пожелавшее немного поблистать серебряным свечением и легкой желтизной.

Пока я размышлял над этим, с высокого обрыва донесся слабый человеческий крик. Я обернулся и увидел на краю спокойной небесной синевы человека, махавшего кепкой. Человек этот держал за руку маленькое существо в красном выгоревшем сарафане. Существо тоже нерешительно махало мне тонкой, как соломинка, лапкой.

На берегу лежало тело
Задумчивейшего меня
И на шары оно глядело,
Что были полными огня

В пространстве неба из сирени.
Над морем воздух изменял
Его серебряным свеченьем…
Я лишь лежал и размышлял,

Когда с высокого обрыва
Стал слышен человечий крик,
Я обернулся от порыва

Внезапности, и в этот миг
Увидел существо из мира
Далёких маленьких живых.