Разиль Валеев: «Если не мы, писатели, то кто должен по-татарски выступать?!»

Накануне исполнилось 85 лет со дня рождения Ильгама Шакирова. Одним из ближайших друзей «соловья татарского народа» был Разиль Валеев. «БИЗНЕС Online» встретился с известным литератором и общественным деятелем, чтобы поговорить о Шакирове и его роли для национальной культуры. Кроме того, Валеев рассказал о том, какие шансы Татарстан упустил в 1990-е, почему в его семье шли споры о будущем коммунизма и что за министерства он считает «расстрельными» в нашей республике.

— Разиль Исмагилович, накануне Ильгаму Шакирову исполнилось бы 85 лет. Вы один из тех людей, кто много лет и, по сути, до последнего дня общался с Ильгамом-абыем. А как он оказался в вашей жизни?

— Наше знакомство было неожиданным для меня. В 1967 году я поступил на учебу в литературный институт в Москве. Никого не знаю, живу один в комнате общежития, и тут в один из дней ко мне постучались. Открыл дверь и обомлел, передо мной стоит сам Ильгам Шакиров, он обратился ко мне: «Ты Разиль?» Я-то его узнаю, много раз видел со сцены. Ильгам-абый говорит, что проходить в комнату не будет, а привела его одна просьба. Он приехал на фирму «Мелодия» для записи грампластинки, у которой на одной стороне четыре песни, а на другой — еще четыре. Но не хватает одной песни, мелодия отличная, а текст ему не нравится. «Не сможешь, Разиль, написать мне текст для песни?» — говорит певец. Отвечаю ему, что никогда в жизни не писал текстов песен, только стихи, а он отвечает, что знает, читал их в журнале «Казан утлары».

Я решил взяться за это дело, говорю: сколько у меня времени — один, два, три месяца? Тот улыбнулся: нет, нужно сегодня, дескать, внизу его ждет такси, надо съездить по делам, а через 1,5 часа он вернется. Пожалуйста, говорит, сочини и распечатай на машинке. Я был в шоковом состоянии, но справился. Стихотворение называется «Дулкын» («Волна»), песню в тот же день записали, она стала популярной, Ильгам-абый до конца жизни ее исполнял. Я у него спрашивал, почему эта песня оказалась долгожителем, он отвечал: «Потому что она о нашей судьбе, о судьбе нашего народа». Хотя там были лишь поэтические образы, ни о каком конкретном народе или человеке ничего не говорилось…

Потом он меня разыскал в Казани и передал запись мелодии «Бер алманы бишкә бүләек» — народный напев, обработанный композиторами; не было у него лишь слов. Тогда Ильгам-абый жил на улице Николаева, за памятником Тукаю. Я пришел к нему домой, его не было, оставил стихи. На следующий день он звонит, говорит, что стихи очень хорошие получились, только хочет поменять несколько строк. У меня было написано «кар аклыгы гөлгә күчкән», то есть «белизна снега перешла на цветы»: по его мнению, эти слова для стихотворения хорошие, но только при исполнении песни будет звучать слитно, как «караклыгы», некрасиво, на «карак» («вор») похоже. Я заменил «кар» на «кыш» («зима»). Эта песня до сих пор популярна, ее Раяз Фасихов сейчас исполняет, фольклорный ансамбль Айдара Файзрахманова на юбилее пел недавно. Вот так началось мое знакомство с Ильгамом-абыем, именно он меня привел в мир песен.

<...>

— Когда осенью 2017 года Госсовет РТ принял решение — поддержать отмену обязательного изучения татарского языка в школах, это лично для вас было тяжелым? Вообще, мог татарстанский парламент пойти по другому пути и препятствовать решению федеральных властей?

— У Сибгата Хакима есть мудрое высказывание: те, кто знает, — молчат, кто не знает — говорят. Незнающие люди больше говорят — это плохо, пусть сказали бы свое слово и знающие толк в работе республиканского парламента. Сессия Госсовета, посвященная языку, состояла из двух частей: первую мы не закрыли, через месяц состоялась вторая. На первом заседании мы выступали в защиту нашего языка, говорил и я, а вот во второй части только два человека высказались: прокурор и председатель Госсовета. Я готовился сказать свою речь, подготовил 7–8-минутный доклад, но никому не дали слова и приняли решение, в котором не было ни слова о том, что на татарский язык в школе остается два часа в неделю. Там написали: «принять к сведению информацию прокурора» о проверках в учебных заведениях.

Я считаю, если бы нам дали слово, то стало бы лучше, демократичнее, но суть решения все равно бы не поменялась, потому что судьба закона была предрешена уже в Йошкар-Оле после слов президента России. Мы ведь живем в президентской стране, главным у нас является слово президента, оно порой может стоять даже выше закона. Что бы мы ни говорили. А мы говорили, не молчали, мои выступления легко найти в интернете, но Москва в любом случае настаивала на своем.

— Кстати, почему вы, поэт, решили стать библиотекарем?

— Это естественно, когда литератор или ученый становится библиотекарем. Кстати, поэт Крылов и ученый Лобачевский тоже служили библиотекарями. Каждому писателю книги бывают дороги с детства. Я, например, в своей родной деревне перечитал абсолютно все книги о литературе. Потом решил собрать личную библиотеку. Мы летом подрабатывали в колхозе, нам платили кое-какие деньги, и я начал собирать своеобразный фонд. Помню, в нашем магазине (а тогда ведь всё вместе продавали, рядом с керосином и пряниками было мыло, тут же несколько книг) лежал труд с очень красивым названием «Один шаг вперед, два шага назад». Название мне так понравилось, думаю: дай куплю. Оказалось, это труд Ленина. А первой книгой стали татарские народные сказки, они были так хорошо оформлены, художники Лутфулла Фаттахов и Харис Якупов их красочно разрисовывали…

— Для односельчан вы не были чудаковатым собирателем книг?

— Нет, наша деревня не такая, у нас жило очень много самодеятельных поэтов. Недавно я подсчитал, оказалось, что тех, кто писал стихи, было более 40 человек. Для деревни в 200 домов, я считаю, это хороший показатель. Как-то недавно прошел праздник села «Играй, гармонь», и оказалось, что тех, кто владеет этим инструментом, — 47 человек! В Татарстане есть деревни, где ни одного баяниста, а у нас 47, подумать только! У нас люди были неравнодушны к искусству. Почему так произошло — не знаю, в нашей деревне даже были люди, изготавливавшие гармони, скрипки.

— Вы сами пишете романы, повести, стихи, а какой любимый жанр?

— Естественно, поэзия, ведь в основе художественной литературы любого народа лежит поэзия. У каждого народа есть поговорки, пословицы, присказки, все они написаны в форме стихов, образные, там существуют рифма, ритм. Первые свои стихи я начал писать в четвертом классе, естественно, они были очень наивные. Потом перешел к публицистике, писал статьи. Попробовал себя в драматургии, на сценах театров Татарстана и Башкортостана ставили мои спектакли. У меня публиковались в журналах, выходили отдельными изданиями и повести, и роман, и др. Поэт может во многих жанрах работать, а вот каждый прозаик вряд ли сможет писать стихи. Подобное говорит о том, что поэзия — универсальный жанр, это в первую очередь образное мышление, которое любой жанр украшает. Недавно у меня вышел 7-томник избранных произведений. Первый том состоит полностью из стихов, а в остальных — роман, повести, пьесы, публицистика…

— Многие поэты вашего поколения были певцами коммунизма. Что это — конъюнктура, искренняя вера в идеалы или просто способ выжить?

— И вера тоже, да и время было такое. Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз болеет ветрянкой или другой болезнью, вот и мы переболели этим. Потом, идеология являлась сильной, ее вбивали в нас с детства, и немного было тех, кто не верил в это. У меня таких стихов почти что не имелось, есть одно стихотворение под названием «Аппассионата» — это любимое произведение Ленина. Я рос в такой семье: мой отец был убежденным коммунистом, работал председателем колхоза, орденоносец, а вот со стороны матери были люди противоположных взглядов.
Мой дедушка со стороны матери, Нуретдин-бабай, — так называемый кулак, у него была своя мельница, и, когда началось раскулачивание, его всего лишили: отобрали дом, мельницу, лошадь, корову, но он принципиально не вступал в колхоз. Бабаю не давали землю, не разрешали готовить дрова, косить сено, сажать картофель, но он все равно не вступил в колхоз. Не отправили в ссылку, так как он не держал батраков. Кроме того, никто не умел работать на его мельнице, если бы его сослали куда-нибудь, вся деревня осталась бы без нее. Поэтому народ, собравшись, решил семью деда защитить. Он всю жизнь проработал на этой мельнице, выезжал и на шабашки, занимался строительством, был плотником с золотыми руками. Бабай всю жизнь спорил с отцом, говорил, что эта система долго не протянет, что общий корм даже собака не ест, когда-нибудь такому строю придет конец. Отца вызывали в райком, дали даже выговор из-за того, что бабай не вступает в колхоз, а председателем колхоза работал он, его зять и мой отец. Я рос, слушая их споры, а мама моя была религиозной, совершала намаз. С двух сторон говорили вроде бы правильные вещи: будешь стараться, работать, выполнять предписания Аллаха — попадешь в рай; с другой — если будешь порядочным человеком, честно трудиться, то придешь к коммунизму.


СПРАВКА

Валеев Разиль Исмагилович — общественный и государственный деятель Республики Татарстан, поэт, прозаик, драматург.

Родился 4 января 1947 года в деревне Ташлык Нижнекамского района ТАССР.

Образование:

Будучи учеником шингальчинской школы, начал писать стихи и рассказы, печататься в районной газете. В 1963-м вместе с друзьями – начинающими литераторами организовал первый литературный кружок школьников Нижнекамска. Выпускник нижнекамской средней школы №1. В 1973 году окончил Литературный институт им. Горького по специальности «литературная работа».

Трудовая деятельность:

1972–1981 — литсотрудник, ответственный секретарь в редакции журнала «Ялкын».

1981–1984 — ответственный секретарь набережночелнинской писательской организации.

1984–1985 — заместитель председателя правления союза писателей Татарстана.

1985–1986 — писатель-профессионал.

1986–2000 — директор Национальной библиотеки Республики Татарстан.

1990–2000 — народный депутат Республики Татарстан.

2000–2004 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан II созыва, председатель постоянной комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам.

2004–2009 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан III созыва, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.

2009–2014 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан.

С октября 2014 года — депутат Государственного Совета Республики Татарстан V созыва, председатель комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

Вице-президент татарского ПЕН-центра всемирной организации писателей.

Член союзов писателей РФ и РТ, литфондов РФ и РТ.

Избирался первым заместителем председателя исполкома всемирного конгресса татар.

Заслуженный работник культуры РФ и РТ.

Лауреат республиканской премии им. Джалиля, премии им. Алиша, премии им. Тукая.

Награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005), медалью Республики Татарстан «За доблестный труд» (2016), почетными грамотами министерства культуры РФ и РТ.


Источник: Бизнес online