Варвара Юшманова: "Мне призраки прошлого пишут царапины на руках"
Склад поэтической личности Варвары Юшмановой истинно сибирский - характеризуется сдержанностью и устойчивостью собственных индивидуальных особенностей. Благодаря этим качествам, её лирика — и в разговорном, и художественном стилях — всегда узнаваема.
Варвара Юшманова родилась в Братске. Окончила Ульяновский государственный университет и Литературный институт имени А. М. Горького (семинар Игоря Волгина).
Стихи публиковались журналах: «Нева», «Юность», «Кольцо А», «Дети Ра», «День и ночь» (Красноярск), «Волга — XXI век», «Новая реальность», в поэтических сборниках и альманахах «Братск – Пушкину», «Жизнь творчества», «Эпоха снегопада», интернет-альманахе «45-я параллель», на многих других ресурсах Сети.
Автор поэтического сборника: «Жизнь около».
Творчество отмечено премиями: имени Риммы Казаковой «Начало», Международного форума «Осиянное слово».
Финалист Международного литературного Волошинского конкурса.
Живет в Москве, работает на одном из ведущих коммуникационных порталов.
На прошедшей неделе на своей странице в «Фейсбуке» Варвара Юшманова сообщила: «Несмотря ни на что, будет счастливым этот тяжелый год. Я вчера родила дочку». Среди леденящих душу видео-промельков, снимаемых «на всех широтах» (Бродский) и нацеленных в незащищенный наш мозг, эта радостная новость, с которой мы поздравляем молодую маму! — еще и прекрасный повод рассказать о творчестве замечательной поэтессы.
Внутренние поэтические координаты, «свои полюса» (и здесь Бродский) накалываются, обозначаются с раннего детства. Варвара Юшманова вспоминала: «...с шестилетнего возраста каждое лето мы с семьей приезжаем к Байкалу… готовим еду на костре, купаемся в холодных водах и наслаждаемся красотой. Здесь царит какая-то таинственная мощь, удаль...».
В 1985 году, в Северобайкальске, и мне довелось поработать агитатором на строительстве БАМа - кстати, в компании с будущим редактором "НИ" Сергеем Тарановым. Но это было уже в зрелом возрасте, и поэтому мне не дано было прочувствовать те глубины, с которыми родилась и выросла на священных берегах Байкала Варвара Юшманова.
В средней части Байкала дует ураганный ветер «сарма», и представляется, что именно этот байкальский ветер и есть внутренний полюс Юмашевой, опираясь на который, идет дальнейшее развитие ее просодии:
Человек собирает поклажу.
Он - не трус. Он разумен и мал.
Добавляя тревоги пейзажу,
Направляется за перевал.
А сарма поглядит и былинно,
Жестом Бога, таёжной петлёй,
Разразится нещадно и длинно,
Чтоб усталая эта долина
Снова стала священной землёй…
Чувства, выражаемые в стихах, у Варвары Юшмановой всегда возникают непосредственно из текущих впечатлений, а затем развиваются и усиливаются и воображением, и воспоминаниями, и философским подтекстом. Склад поэтической личности Юшмановой истинно сибирский - характеризуется сдержанностью, и устойчивостью собственных индивидуальных особенностей. Благодаря этим качествам, её лирика — и в разговорном, и художественном стилях — всегда узнаваема, порой даже по одной строфе:
Сорвёшь, и плод в руке твоей —
Звено в цепочке.
И в ней всё прошлое людей —
Ещё цветочки.
Старо холмистое селенье,
Пыльновато.
Но все небесные знамения
Когда-то
Свои оставили печати.
Место это
В людское счастье и несчастье
Разодето…
Блоковские праздники - https://youtu.be/9Ht-IpNYDKE, «Полет разборов», «MyFest» Даны Курской и еще во множестве других поэтических проектов Варвара Юшманова принимает самое деятельное участие. И творчество её получает многочисленные отклики.
Ольга Ефимова — поэт, прозаик, литературный критик, написала: «... Читая ее стихи, я чувствую себя втянутой в магическое действие — остановку времени. Возникает таинственное и немного тревожное ощущение стоп-кадра: ситуации, запечатленные автором, замирают, как на большом экране, создавая видимость паузы... Все, что вокруг, наоборот — размывается, тем самым делая упор на изображение в фокусе. Для этого требуется безупречный вкус и художественное чутье, и особое мастерство изобразительного развертывания...
Внимание к себе у героини обострено. Рассматривая окружающие объекты, она отчетливее осознает свои эмоции, поскольку ядро любого переживания — определение человеком самого себя...
Молчание становится священным. Счастье — категория, скупая на слова...
Представление о мире у лирической героини Юшмановой родственны воззрениям экзистенциалистов, утверждавших изменчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия.
Чувство природы такое же хрупкое, зыбкое, в котором созерцание превалирует над деятельностью…
Осторожная, чуть замедленная лирика Варвары Юшмановой воспринимает одиночество как константу, в котором язык и память сливаются в едином движении. Слова цементируют ту ускользающую границу духа, в которой героиня непрерывно исчезает и воспроизводит саму себя… Не стоит пугаться призраков прошлого: не так они страшны, как малюет их память...».
На сайте «стихи.ру» творчеству Юшмановой благодарные читатели порой посвящают свои стихи. Там же поэт Феликс Гойхман тонко заметил: «… у Вас хватает таланта наполнить подсмотренные живые образы собственной энергией и поэтической тканью…».
Наш автор, поэт Анна Гедымин, принимая участие в качестве критика в «Телевизионном Лит. Клубе», от широты своего сердца, поделилась высшим поэтическим пилотажем: «Все, что вы пишите значимо для жизни, но порой в концовке текст остается без присущего вашему стиху взрыва.
Вы демонстрируете свои возможности в современной стилистике, которая выдержана абсолютно.
Скупая форма достаточно аскетична, сдержанность образности… и в то же время текст прекрасно инструментирован, насыщенный и густой. Вам присущ своеобразный словесный накат...
Но явно нет потока сознания — в эмоциональном смысле. Все поставлено в излишне жесткие рамки. Такое письмо не требует тех прозрений, на который вы, на мой взгляд, способны. Вы можете то, что не умеет большинство авторов…
И поэтому, вы не имеете право давать себе ни малейшей творческой поблажки. Вы обязаны стремится к тому, чтобы Ваши тексты запомнились, и остались с читателем...».