«Я за улыбкой прячу грусть...»: поэт Николай Карпов

Поэт Николай Николаевич Карпов (1932–2018), прожив долгую жизнь, в полной мере исполнил свое предназначение на земле: создал свой дом, посадил не одно растение, словно доктор, выслушал болезненные голоса погибающей природы, вырастил детей и внуков, написал исчерпывающую историю своей жизни, чему свидетельство его произведения, собранные вместе в посмертной книге «В конце дороги». И быть может, самый главный итог этой истории, а значит, и удивительный смысл творчества Николая Карпова в том, что он, человек из трагического поколения подранков Великой Отечественной войны, поколения сложнейших переломных социально-политических эпох, не раз проходя над жестокими историческими безднами и пропастями, ошибаясь и падая, с инстинктивной экзистенциональной тоской («Душа по природе христианка») и с родовой крестьянской надеждой, вопреки «духу времени», — глядел в небо!..

Из всех писавших о стихах Николая Карпова наиболее точно определяющие оценки сути его поэзии выразили Николай Старшинов и Новелла Матвеева, поэты разных эстетических миров и школ, однако каждый нашедший в творчестве Карпова какие-то близкие себе человеческие и художественные качества.

Николай Старшинов со свойственным ему народным (можно сказать, некрасовским и толстовским) этическим отношением к жизни и литературе особенно отмечал стихотворение Карпова «Находит отклик всякий труд...», где есть такие строки:

Храни меня, моя рука, —
Перо податливо и хрупко —
От легковесного стиха,
Как от бесчестного поступка.

Природа для Старшинова, человека с крестьянскими корнями, страстного рыбака, — особая драгоценность и любовь, синоним Родины, истоков родной культуры. Поэтому он так остро и горько отзывается на одно из лучших стихотворений Карпова «Растения заговорили», которое пробудило в нем «ответное чувство»:

Растения заговорили!
Нашли предсмертные слова.

Они кричат «от ядовитой желтой пыли, сапог, колес и кирпича»:

И в речи, бурной и невнятной,
Как клокотание в груди,
Звучало ясно и понятно
Одно лишь слово: пощади!

«Эмоциональный заряд этого стихотворения сам по себе обладает достаточной силой для воздействия на читателя, пробуждает сопереживание, сочувствие», — пишет Н.Старшинов.

Учитель нескольких поколений молодых поэтов, Н.Старшинов не может, конечно, не отметить взглядом мастера запоминающуюся поэтическую деталь в стихах Карпова, который «не только хорошо видит предметы, но и умеет передать увиденное очень точно:

Голубика сияет странно,
Словно вынутая из тумана...»

Нельзя не вспомнить в этой связи, что поэт-фронтовик Н.Старшинов в 60-е годы вел литературное объединение при Московском университете, среди его учеников тогда были будущие известные поэты Вл. Костров, Д.Сухарев, Вл. Павлинов, О.Дмитриев, Евг. Храмов, в том числе и студент географического факультета Николай Карпов, об одном из знаменитых студенческих произведений которого Старшинов напишет: «Его стихотворения напевны. Недаром стихотворение “Песня” (“Едкий дым создает уют...”) — действительно стало песней, которую вот уже сколько лет поют геологи, географы, туристы, студенты».

Новелла Матвеева, поэт одного поколения с Карповым, в прекрасной рецензии на его книгу «Черничная поляна» невольно как бы перекликается с этическим посылом Старшинова, задаваясь вечным вопросом: «Но что же есть всякое искусство вообще, как не учительство?»

Интересно сравнить, как блистательный поэт книжной и европейской интеллектуальной традиции Новелла Матвеева рассматривает приведенное ранее стихотворение «Растения заговорили», о котором сострадательно писал Старшинов. Для Матвеевой это скорее не жалоба и не крик природы, а «бунт растений», который Карпов «в качестве ученого-практика и в качестве поэта не мог оставить незамеченным». В отличие от пустопорожней экологической демагогии, которую еще в 80-е годы уличила Матвеева, «лучше и убедительнее, конечно, получается, — пишет она, — если растения, и птицы, и всякие другие создания природы говорят в своем поэтическом или научном парламенте языками своих полномочных представителей. Потому что убедительность речи крайне важна не только для оратора, но и для поэта. Итак, о растениях тоже заговорили. И не только по долгу службы. Потому — что они гибнут».

К слову сказать, эта небольшая, но, как всегда, мастерски и остроумно написанная рецензия Матвеевой имеет зашифрованный подтекст... <дальше>

Номер: 
2020, №10