Алексей Варламов: «Честолюбие – это мотор для писателя»

Июл 6 2021
В «Учительской газете» вышло интервью с ректором Алексеем Николаевичем Варламовым, посвященное Литинституту и современному литературному процессу.
Алексей Варламов / Фото с сайта static.tildacdn.com

В разгаре лето. Для системы образования России это очень важное время, так как именно летом начинается приемная кампания в высшие учебные заведения. Все кажется привычным, но меры, связанные со сдерживанием распространения коронавирусной инфекции, оставили свой отпечаток – правила стремительно меняются, и становится очень сложно разобраться во всех хитросплетениях. Мы решили поговорить об этом с Алексеем Варламовым, ректором Литературного института имени А.М.Горького, а также известным писателем, и разобраться, что нового принесет и принесло нам лето 2021 года. Игры политиков и дистанционное обучение, «Ева и Мясоедов» и творчество Евгения Водолазкина, путешествия по миру и прекрасные пути в литературу – в интервью Алексея Николаевича «Учительской газете».

– Алексей Николаевич, до 10 июля продолжается новая приемная кампания в Литинститут. Как она проходит? Появились ли какие-нибудь нововведения?

– Вступительные экзамены, как и в прошлом году, проходят в режиме онлайн. Это вызвано, во-первых, тем, что в усадьбе на Тверском бульваре продолжаются реставрационные работы, а во-вторых, нашим абитуриентам из других городов так удобнее. Во всяком случае прошлогодний опыт дистанционного приема экзаменов – написание эссе и проведение творческого собеседования – оказался вполне успешным. А сегодня и сами видите, что, увы, опять делается.

– Раньше документы на поступление в Литинститут подавались лично, теперь же в связи с пандемией появилась практика онлайн-поступления. Вы используете какой-то один из этих вариантов или оба?

– Все документы принимаются только онлайн, и на самом деле это тоже всем очень удобно.

– Появились ли какие-нибудь новые учебные программы?

– У нас все время появляется что-то новое. В минувшем учебном году, например, особой популярностью у студентов пользовался курс истории кино. Его прочитал замечательный киновед Евгений Марголит. В следующем году собираемся ввести курс, посвященный национальным литературам РФ, и постараемся сделать его максимально проблемным, интересным, актуальным. Чтобы это была не формальность, не какая-то правильная идеологическая нагрузка, а действительно картина литературной жизни в самой богатой языками и литературами стране. Еще одно направление будет связано с инсценировкой художественной прозы.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее про это новое направление. Получается, Литинститут собирается стать не только вузом для литераторов, но и для актеров и режиссеров?

– Не удивлюсь, если из наших стен выйдут и актеры, и режиссеры, и политики, но вообще-то такой цели мы не ставим. Наша главная задача, наша цель – это работа со словом, с текстом. Вот чему мы учим наших студентов. Причем это может быть слово художественное, поэтическое, прозаическое, а может быть связанное с театром или кинематографом. А также с общественной жизнью, политической, экономической, религиозной – какой угодно. Но в центре именно слово. В наш век цифровизации мы представляем министерство Буквы. Но стремимся быть отзывчивыми, и, конечно, направление, связанное с театром, сегодня очень популярно. Многие наши студенты и слушатели Высших литературных курсов заинтересованы в том, чтобы инсценировать свои или чужие произведения, вообще связать свою жизнь с театром, и мы готовы им в этом помочь.

– Что скажете про современный театр? Сейчас на слуху множество крайне амбициозных, порой даже неприличных спектаклей. Есть надежда, что это скоро пойдет на спад?

– Театр сегодня очень разный. Не знаю, какие именно спектакли вы имеете в виду, мне как-то в основном попадаются приличные во всех смыслах этого слова работы, но в любом случае я против цензуры и прямых запретов. Победить можно только соревнованием, конкуренцией, борьбой за зрительское внимание. Я люблю театр, очень люблю, и у меня есть опыт взаимодействия со сценой: несколько спектаклей по моим вещам идут, готовится постановка по роману «Душа моя Павел» в РАМТе. Но все же это не дает мне основания считать себя экспертом в этой области. Я благодарный зритель, не более того.

– Каковы цели Литинститута на 2021-2022 годы?

– Не думаю, что у Литературного института могут быть какие-то отдельные, специфические цели на конкретный учебный год. Но, во-первых, мы, как и весь мир, надеемся, что ограничения, связанные с пандемией, все-таки будут понемногу сниматься, хотя последние новости очень и очень тревожные, а главное – закончится наконец реставрация и мы сможем вернуться к нормальной жизни. Проводить больше встреч, вечеров, презентаций, дискуссий. А вообще главная цель, поставленная еще со времен основания Литинститута в 1933 году, одна – создавать среду, которая особенно необходима писателю в молодости. Литинститут не единственный путь в литературу, но какой прекрасный! Вот эту прекрасность нам бы и не растерять, а приумножить.

<...>

– Что бы вы пожелали вашим будущим абитуриентам?

– Много писать, потому что профессия наша, как говорил тот же Розанов, вся на кончиках пальцев. Много читать. И классическую литературу, и современную, и художественную, и документальную. Смотреть кино, ходить в театры, путешествовать, натаскивать себя на впечатления. Но главное не это. Главное – быть честолюбивыми, ибо это важнее, чем усидчивость, трудолюбие, да даже талант. Честолюбие для писателя – это мотор.

Читать полностью...