Алексей Варламов: «Культурой перекормить нельзя»
- Алексей Николаевич, вы - ректор литературного вуза. Из Иркутской губернии приезжают к вам учиться? Есть у нас таланты?
- У нас был замечательный период лет 20-15 назад, когда Валентин Григорьевич [Распутин] был нашим мастером. Он набирал курс, и эти студенты учились у него здесь, в Иркутске. Потом ребята приезжали в Москву, но это были те, кого Распутин сам отбирал, за кого отвечал, а финансово им помогала администрация области. Система существовала несколько лет, а потом в силу разных причин, в том числе из-за смены власти, всё завершилось. Но ребята из Приангарья у нас учатся и сейчас, и, конечно, все они - талантливы.
- Трудно стать будущим писателем?
- Трудно. В советские времена, которые, с моей точки зрения, несмотря на цензуру и идеологию, были самыми правильными в плане организации учебного процесса, мы не принимали в институт абитуриентов сразу после школы. У нас учились студенты с трудовым стажем или после службы в армии. И это правильно: чтобы писать, надо иметь что-то за душой кроме школьного образования. Сейчас Закон об образовании не разрешает нам предъявлять такие требования к абитуриентам, поэтому принимаем всех, и в основном это - вчерашние школьники. Они все замечательные, у них горят глаза, но жизненного опыта маловато, а для литературы это - вещь первостепенная. Конкурс немаленький - в прошлом году было 6 человек на место. К тому же, мы отвоевали право на свои внутренние экзамены: принимать в творческий вуз только по ЕГЭ - совершенно безумно.
- Выходит, невзирая на то, что сейчас только ленивый, наверное, не говорит: «Наша молодёжь не читает!», писателями молодые люди хотят быть?
- Можно точно сказать: народ у нас пишет. Читать действительно стали меньше, писать - нет. Это факт. Может, когда-нибудь число читателей и писателей сравняется, может, писателей будет больше, может, останется один читатель или будет какой-нибудь союз читателей, куда будут принимать по конкурсу, но жажда писать, так сказать, творческий зуд, никуда не делись.
- Когда я прихожу в книжный магазин с желанием купить что-то новое, современное, то чаще теряюсь из-за огромного выбора и в итоге ухожу с чем-нибудь классическим или нечитанным ещё произведением автора, которого хорошо знаю. Посоветуйте, как ориентироваться в современном книжном многообразии? Где «брать» новые имена, которые стоит прочитать?
- Хорошим индикатором, кого читать или не читать, может служить институт крупных национальных литературных премий - у нас таких немного, примерно, 5-7. Большинство этих премий составляют длинный и короткий списки лучших произведений и определяют лауреата. Как правило, в короткий список после профессионального экспертного сито попадают от 6 до 15 авторов, и это и есть лучшая литература года. Можно заходить на сайты таких премий, как «Большая книга», «Ясная Поляна», «Русский букер», «Национальный бестселлер», смотреть, кто у них попал в короткий список, и эти книги читать. А у премии «Ясная Поляна», где я - член жюри, есть даже форма поощрения читателей, которые активно участвуют в обсуждении книг: они могут выиграть поездку в музей-усадьбу Льва Толстого Ясная Поляна на два дня. Так что, у читателей есть прямая мотивация участвовать в обсуждении книг.