Алексей Варламов: «Шукшин - человек, заточенный на успех»

Варламов Алексей Николаевич
Мар 26 2018
На портале "Культуромания" опубликовано интервью с ректором Литинститута Алексеем Николаевичем Варламовым по случаю вручения ему премии Правительства РФ.

Писатель, ректор Литературного института Алексей Варламов на прошлой неделе получил премию Правительства РФ в области культуры за 2017 год. Высокой награды он был удостоен за книгу «Шукшин», пополнившей знаменитую серию "ЖЗЛ". На вручении писатель признался, что для него стало откровением, насколько незаурядными были и личность, и жизненный путь Шукшина. После вручения премии писатель ответил на несколько вопросов "Культуромании".

- Алексей Николаевич, мы понимаем, что развитие творческой личности в определенной степени зависит от окружающей его конъюнктуры. На Ваш взгляд, каким мог бы быть Василий Шукшин в наше время?

- Во-первых, большой вопрос вот в чем: если бы сейчас родится такой же большой человек, дошел бы он к своей цели через все обстоятельства, через нынешнюю общественную ситуацию? Какие сегодня шансы для молодого человека из глубинки поступить во ВГИК, стать кинорежиссёром? Всё-таки у советской системы были свои преимущества. С другой стороны, она была ужасно жестокой. И Шукшин испытал на себе ее жестокость. Он был сыном репрессированного крестьянина и поднялся с самого низа до самого верха советской иерархии. Но она же давала какие-то социальные лифты, и Шукшин ими тоже воспользовался, взял от этой системы всё, что можно было взять.

Поэтому сегодня это более сложный вопрос - удалось бы ему пробиться в эту профессию режиссёрскую или нет? Но Шукшин был дико волевой, целеустремленный, по-своему очень хитрый и , может быть, ему удалось бы это сделать.

А дальше, если бы Шукшин стал режиссером, ему бы пришлось искать деньги для съемок своего кино. Нашел бы он эти деньги? Вы знаете, очень может быть, что и нашел бы. В силу своего точного характера.

- А в советское время тоже надо было доказывать, что фильм стоит того, чтобы его снят.

- Да, тоже надо было. И ведь Шукшину так и не дали снять главный фильм его жизни - это фильм "Я пришел дать вам волю" про Степана Разина. Шукшин хотел снимать его на студии Горького. И его коллеги-режиссеры, такие, как Станислав Ростоцкий, Татьяна Лиознова, восстали против фильма Шукшина по чисто коммерческим соображениям. Потому что тогда бы не хватило денег ни на "Семнадцать мгновений весны", ни на "Доживем до понедельника", ни на "Белый Бим, черное ухо" - всё был "съел" фильм Шукшина. Сегодня киношная ситуация давно уже достаточно рыночная, в отличие от литературной, например. И как бы Шукшин себя вел - это, конечно, очень интересно.

Многое, я думаю, его в нашем времени отвращало. Он был человек антибуржуазный. И некий буржуазный дух нашего времени, некий глянец - это не про Шукшина. Глянец он не любил. Он и советскую систему, на самом деле, не любил. Но то, что пришло ей на смену, вряд ли ему сильно понравилось.

То, что Шукшин всегда бы оставался до глубины, до сердцевины русским человеком, безумно влюбленным в Россию, сопереживающим всем её удачам и неудачам - это, на мой взгляд, несомненно.

- А признание в наше время у него было бы такое же?

- Я думаю, да. Понимаете, Шукшин - человек, заточенный на успех. Он ведь не сразу к этому успеху пришел. У него была первая картина удачная, а потом - провал. Вторые, третьи фильмы успехом не пользовались. И тогда он не стал в этом никого обвинять, не стал говорить: "Публика дура, не понимает, что я снимаю". Не стал обвинять актеров в плохой игре или грешить на качество плёнки. Нет, он всю вину взял на себя. Если пустой зал, то в этом виноват режиссер. Как он говорил в одной статье: ты должен вывернуться наизнанку, узлом себя завязать, но не кричать в пустом зале. И вот когда он понял эти свои ошибки, Шукшин снял "Печки-лавочки" и "Калину красную". Полностью поменял манер. И поэтому я думаю, что он к сегодняшнему времени нашел бы некий ключ и был бы режиссером с такой же популярностью, как, скажем, Балабанов. Мне кажется, у него бы это получилось.

Напомним, премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2017 год также получили создатели выставочного проекта «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» — генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, куратор проекта Ольга Атрощенко и автор концепции графического раздела выставки Лидия Торстенсен, режиссер Рудольф Фурманов (за создание Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова), оператор Геннадий Карюк и актер Иван Колесников (за создание художественного фильма «Конец прекрасной эпохи»); директор Театра киноактера Сурен Шаумян и руководитель творческой части проекта Алексей Литвинов (за создание Академии кинематографического и театрального искусства); и.о. ректора Санкт-Петербургского института живописи им. И.Е. Репина Семен Михайловский и дизайнер Андрей Шелютто (за цикл выставок современного русского искусства в России и за рубежом); архитекторы Юрий Земцов, Михаил Кондиайн и Нина Поповская (за создание театрально-культурного комплекса «Новая сцена Александринского театра»); гендиректор акционерного общества «Омская региональная телерадиовещательная компания» Александр Малькевич, сценарист Наталья Гуц и режиссер Павел Губанов (за создание телевизионной детской историко-патриотической игры «Знамя Ермака»); заведующий отделом музыкального искусства Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Анатолий Цеп (за общероссийский проект по возрождению и популяризации уникальных традиций национальной музыки народов России «Многоликая Россия») и режиссер Константин Феоктистов (за создание анимационного полнометражного фильма «Три богатыря. Ход конем»).