Алексей Варламов: «Создаем новое, но бережем традиции»

Варламов Алексей Николаевич
Дек 5 2023
К юбилею Литинститута ректор дал большое интервью корреспонденту газеты «Вечерняя Москва» Александре Ерошенко.
Скриншот

3 декабря 1933 года начались первые занятия в Литературном институте имени Максима Горького. Уже 90 лет он остается главным учебным заведением для всех, кто хочет связать свою жизнь с литературой. Накануне праздничных мероприятий корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с ректором Алексеем Варламовым о том, чем сейчас живет знаменитый Литинститут, какие темы волнуют молодое поколение и за кем из выпускников стоит следить читателям.

В 1933 году «Вечерняя Москва» опубликовала проект положения об основании Литературного института. Неудивительно, что много десятилетий спустя именно корреспондент «Вечерней Москвы» первой побывала в только что отреставрированном здании. Помню свои чувства — я впервые попала в стены святая святых литературы, где начинали свой путь Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина... Мы договорились, что через год вновь встретимся с ректором, писателем Алексеем Варламовым. Время летит незаметно, и в этот раз мы беседуем уже в его новом кабинете в левом флигеле. В этот раз наш разговор был не о здании и реставрации, а о самой сути литературного образования, принципах, которым следует институт на протяжении всей истории, и, конечно, о молодых авторах, начинающих свой путь в большой литературе.

— За кем из ваших выпускников стоит сейчас следить?

— Я не могу перечислить всех, конечно. Но если говорить о том, что прямо сейчас происходит… Например, Екатерина Манойло — замечательный автор. Она училась на семинаре Павла Басинского. Сейчас выпустила роман «Отец смотрит на запад», получила премию «Лицей» (награда для молодых авторов. — «ВМ») и вошла в короткий список премии «Ясная Поляна». На мой взгляд, очень нестандартное произведение, как раз основанное на собственном опыте.

Я много жду от Полины Клюкиной. Она была лауреатом премии «Дебют» за книгу «Дерись или беги». Еще замечательная писательница Альбина Гумерова, ее сборник прозы вошел в лонг-лист «Ясной Поляны». Хотелось бы назвать еще одну студентку, пока еще не окончившую институт, — Маргариту Мамич. Ее повесть «Рельсы под водой» стала победителем конкурса имени Сергея Михалкова среди тех, кто пишет для подростков. Интересно вот что: жюри знакомится с произведениями анонимно, не зная авторов. Я прочел повесть, она мне очень понравилась, но не знал, что автор — наша студентка! Был очень рад, что в итоге Маргарита получила награду — это же не мое личное решение, а целого жюри.

<...>

— А складывается сообщество выпускников?

— Конечно, у нас литинститутское братство, или мафия, если хотите. Она существует с незапамятных времен, и выпускники друг друга поддерживают.

<...>

— Ваш институт готовит не писателей, как часто думают, а литературных работников. Что это за специальность?

— Это человек, способный работать со словом в широком понимании, прошедший литературную и гуманитарную подготовку. Способность выразить мысль как в устной, так и в письменной речи, и умение редактировать текст — хлеб наших выпускников. На мой взгляд, навык сегодня очень важный, потому что в образовании доминирует тестовая система, где нужно выбрать правильный ответ из нескольких. То есть от вас не требуется создавать текст. В школах тоже, в сравнении с тем временем, когда я учился, например, количество творческих работ, сочинений стало гораздо меньше. А потребность в специалистах, которые могут связно выражать свои мысли, осталась во многих сферах.

Не все студенты становятся писателями, поэтами или драматургами, но многие работают в области художественной или документальной литературы, публицистики, политики, общественной или научной деятельности.

<...>

— К чему надо быть готовым абитуриенту?

— Мы говорим, что главное — ничего не бояться и идти с открытой душой, с доверием. У преподавателей нет цели никого зарезать, мы заинтересованы в том, чтобы отобрать талантливых детей, которые не ошиблись с выбором. Творческие работы, которые они пишут, и этюды позволяют нашим мастерам определить чувство языка, стиля. Это как проверить слух и чувство ритма у будущего музыканта. Так же точно и мы определяем по нескольким абзацам, насколько человек органичен.

Читать полностью...