«Безмерных продолжений благодати…»: о вечере к 88-летию Беллы Ахмадулиной

10 апреля 2025 в зале поэтов Литературного института им. А. М. Горького состоялся музыкально-поэтический вечер «Диктатура лирики», посвященный 88-летию Беллы Ахатовны Ахмадулиной
– Если повернуть число 88, то получатся два знака бесконечности, – открывает праздник поэзии его организатор, доцент кафедры русской классической литературы и славистики Людмила Александровна Карпушкина.
Бесконечность памяти о великом даре Бэллы Ахмадулиной и бесконечность ее таланта слились, и сокрытая вечность ее строк отразилась в интонациях и голосах студентов и преподавателей Лита.
– Есть поэты, сами жизни которых со временем становятся «художественными произведениями» – романом, драмой, легендой, – говорит Галина Юрьевна Завгородняя, завкафедрой русской классической литературы и славистики. – Белла Ахмадулина из их числа. И невольно задумываешься, в чём же секрет? Главные вещи в жизни, как известно, необозримы. Таким – главным и необозримым – был талант Ахмадулиной. Пребывавший надо всем преходящим и человеческим. Талант абсолютного поэтического слуха, когда ни одно слово не обронено всуе. «В час расплаты за Божью звезду Я спрошу себе первую кару», – говорит Ахмадуллина о своем поэтическом даре. И это единственно верные слова.
Вокальное исполнение Милены Масловой – и кажется, что Мальчик Дождь, поэтический символ дара, притаился где-то за белой колонной и ждет вдохновенного зова: «Скорей иди сюда!» И кажется, что выплывет ржавыми оранжевыми знаками на белый потолок знаменитой «тройки» и хлынет... Но лился дождь лиричным, и ироничным, и трагическим, и философским театральным речением и пением литовцев.
На все случаи жизни есть у Ахмадуллиной поэтические строки. Начали с актуального «Апреля» в исполнении Ильи Соловьева, месяца, щедрого «на одолженья», и хоть день тот был почти зимний, но девочкам всегда «хочется любви», а мальчикам «в походы». «Пятнадцать мальчиков», приветствующих героиню кто «злорадно», а кто «преувеличено-свободно», в драматично-нежном исполнении Дины Паклиной, не мешали героине идти «по улице, по улице…», покрытой апрельским снегом… Идти арбатской «пустыней белых дюн», притерпевшись нести над головой «длительную луну», о которых говорится в одном из таких же ранних стихотворений Ахмадулиной «Ни слова о любви» – его исполнила Елена Гнядек.
Знакомый по «Служебному роману» в блестящем исполнен закадровом исполнении Светланы Немоляевой стих «О мой застенчивый герой» звучал иначе, но не менее трепетно и трагично из уст Елизаветы Краниной.
Программа вечера была продумана до деталей, зрителям была дана возможность проследить развитие различных мотивов в творчестве Ахмадуллиной. Снегурочка стала первой вокальной партией, ее артистично исполнила Алиса Лоскутова. Если в этом стихотворении оранжевый свет творческого дара неразличим еще в дыму туманной юности: слиться ли с дымом или выйти живым, осмысляется в ранге вопроса, то в более поздних стихах даются ответы на философские проблемы бытия.
Еще юная героиня поэзии Бэллы Ахатовны, «смеясь, ликуя и бунтуя», в радужном вихре и смятении утверждает свое бытие (прекрасное исполнение Дарьи Миразлиевой), но уже в стихотворении «Мотороллер», вдохновенно прочитанного Никитой Ланским, она стремится к гармонии, искупая поднебесный полет «розового» мотороллера земною «тяжестью своею».
И уже в страшной «Молитве змеи» (прекрасная актерская работа Богдана Бобылева) звучат мотивы раздвоения, невозможности избыть свою гибельную природу, даже в обращении в Богу. И уже в «Несмеяне» присутствует мотив разлада с миром, в котором кто-то иллюзорный, «не чета» всем входящим в низкие «хоромы» – «хороший», гуляка и изменник контрастирует со всем происходящим (исполнение Вироники Коряжкиной).
Философские стихи перемежались остроумно-ироничными. Хитом вечера стала вокально-театральная композиция «Описание обеда» в музыкальном исполнении доцента кафедры русской классической литературы и славистики Ольги Юрьевны Саленко (вокал, гитара) и Александра Силантьева. Прекрасный иронический мини-спектакль сыграли в качестве иллюстрации студенты-литераторы. Саму Бэллу Ахатовну, приглашенную на обед соседом-литературоведом, с блеском изобразила Елизавета Ласковая, а литературоведа, начавшего учить «разум мой уму», Илья Шустров.
«С улыбкой грусти и привета открыла дверь в тепло и свет жена литературоведа, сама литературовед» – эти строки стали рефреном, который подпевал весь зал. Ольга Юрьевна (ее выходов ждали на бис) порадовала зрителей еще и исполнением песни «По улице моей который год», относящейся к более позднему периоду творчества Ахмадуллиной.
Поиск героев произведений осмысливается поэтом, казалось бы, просто: «Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит – все есть и воспеванью подлежит, что может быть разумней и священней?» (стихотворение «Как никогда беспечна и добра» прозвучало в исполнении Елизаветы Ласкавой). Мотив проходящей и невозвратной юности тонко вибрирует в стихотворении «Снег» (прочтение Виктории Клинкео). Мотив уходящей любви – в строках «Влечет меня старинный слог…» (Олег Вербицкий).
Известные по фильму «Жестокий романс» романсы «Прощание» («А напоследок я скажу») и Роман о романсе («Не довольно ли нам пререкаться, не пора ли предаться любви») зал услышал в исполнении Елены Гнядек и Аллы и Дмитрия Лихачевых.
Стихотворение «В тот месяц май», исполненное Диной Паклиной, уже содержит мотив Божественной природы поэзии. «Окуная в воздух перья с легкомыслием щегла», героиня благодарит Бога за то, что ее взгляд становится «и проницательнее и строже».
Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине в исполнении Дмитрия Лихачева, стихотворение «И снова, как огни мартенов…», осмысляющее гибель поэтов «золотого века» Пушкина и Лермонтова в исполнении Михаила Брусники, «Строка» о бессмертии поэтической мысли (прочтение Антонины Силуяновой) воспринимались как дань почтения великим предшественникам. Напряженно и драматично прочитанная Вячеславом Гончаровым «Варфоломеевская ночь» держала зал в оцепенении: звенела мысль о бессмысленности жертв, о детях «взлелеянных под сенью злодеянья». Зло нельзя оправдать – всей поэзией Ахмадуллина утверждает это.
Отчетливо слышался философский накал поздних стихов Беллы Ахатовны –здесь возникает образ словесного рая – духовного рая, и вопрос, кто должен просветить «неумение ума», поозябшего и занемогшего в ночи» получает ответ – «Ангелов Творче и Господи сил». Написанное как молитва о спасении к «Предивному моему» стихотворение «На мотив икоса», драматично прозвучавшее в исполнении Романа Соколова-Пурусина, созвучно акафисту Иисусу Сладчайшему и представляет покаяние слабой души. А вот на вопрос «Для чего свои сочинять слова – без меня светла слава икоса» – героиня найти ответ уже не может.
Некий итог своего творчества подводит поэт в стихотворении «Взойти на сцену» в блестящем прочтении Вероники Смирновой (успевшей до Лита стать профессиональной актрисой). Героине не жаль «кровотеченья речи», лишь бы хоть на миг подарить малое блаженство тем, кто в зале, тем, кто сливаются в одно прекрасное лицо. Многим известны первые слова стиха: «Пришла и говорю».
Финальное стихотворение «День поэзии» в исполнении организатора поэтического праздника Людмилы Александровны Карпушкиной звучало оправданием всех поэтических слов: все не зря, слова и голоса поэтов осеняют, восторгают, сияют в «неведенье» глаз.
Поэзия никогда не заканчивается. «Безмерных продолжений благодати», обретения воскресшими словами драгоценности поступков желали в конце вечера поэт и прочитавшая ее стихотворение «Продолжение следует» Галина Юрьевна Завгородняя.
В завершение литовцы исполнили песню Ахмадуллиной «Синяя лодка», пообещав всем, что если синюю изнутри лодку не удастся увидеть из-за плотно закрытых штор, то плывущая по реке, смешавшей воду и молоко, «в гуще сахарных рыб», она обязательно приснится.
Евгения Менжук
10.04.2025 мне посчастливилось побывать на музыкально-поэтическом вечере «Диктатура лирики», посвященном 88-летию Беллы Ахмадулиной. Зал с античными колоннами на сцене, барельефы поэтов на стенах, слегка приглушенный свет люстр, занавес цвета рубина – все это казалось мне удивительной красоты шкатулкой. Внутри нее был спрятан удивительный мир поэзии, обрамленный звуками музыки и нежного, чистого вокала выступающих… Настоящий портал в прошлое! Хочу отметить, что вступительное слово Галины Юрьевны Завгородней удивительно соответствовало торжественно-возвышенной атмосфере вечера, настраивало слушателей на волну пристального внимания и душевного созерцания. Слушая стихи и песни, я уносилась мыслями в далекие, непостижимые пространства, слышала аромат цветов, пение птиц… и была абсолютно счастлива…
Должна признаться, что помимо этих впечатлений вечер принес много неожиданных сюрпризов. Невозможно было предположить, сколькими прекрасными талантами обладают преподаватели и студенты нашего института! Особенно меня удивили выступления старшекурсников, театрально, иронично и весело обыгравших произведения автора, сумевших поймать ее неповторимую искорку, притягивающую к себе взгляды зрителей и проникающую в самое сердце. Впечатлили музыкальные номера Ольги Юрьевны Саленко и Елены Гнядек. Как точно и ярко они смогли передать настроение лирической героини, как глубоко прочувствовали драматизм и надрыв стихотворений! На мой взгляд, даже цитата из «Фауста» И-В. Гёте «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» не могло бы в полной мере выразить мое впечатление от услышанного.
Еще одним приятным воспоминанием для меня останется фуршет после концерта, где в теплой и дружелюбной атмосфере звучали пестрые, веселые разговоры и песни под гитару, благодаря которым все мы стали еще ближе и роднее.
От всей души благодарю организаторов этого чудесного вечера и отдаю глубокий поклон с горячими словами благодарности своему декану – Людмиле Александровне Карпушкиной, пригласившей меня на торжество. Спасибо ей за то, что она помогла мне на него попасть.
В заключении позволю себе выразить надежду на то, что такие мероприятия, подобные этому, будут проводится чаще и на таком же высоком уровне. Еще раз благодарю за чудесный вечер!
Александра Пашкевич
Вечер четверга в Литературном институте был особенным: мы праздновали день рождения Беллы Ахмадулиной.
"Диктатура лирики" впечатляла. Студенты читали стихотворения про апрель, снег, море, любовь... И - "Варфоломеевскую ночь", и - "На мотив икоса". Трепетное, нежное сменялось по-настоящему серьёзным, даже трагичным. А потом - улыбки, смех, песня про смешных литературоведов. Контрасты, которые так красиво и смело рассказали зрителям про Беллу, про её удивительную поэзию.
...После было чаепитие с пирожными, и мы пели под гитару любимые песни, и радовались друг другу: студенты и преподаватели, поэты и прозаики.
Как же здорово, что в Литинституте проходят такие вечера!
Елена Малакаева
Литературный институт – не просто образовательное учреждение, где при должном усилии можно получить диплом литературного работника. Литературный институт – это особое пространство, овеянное аурой Герцена и Блока, Маяковского и Булгакова, Платонова и Ахмадулиной. Здесь проходят одухотворённые лекции и тёплые вечера, где воспевают (во всех смыслах) великих. На один такой музыкально-поэтический вечер мне посчастливилось получить приглашение. Он был посвящён 88-летию со дня рождения поэтессы и актрисы Беллы Ахмадулиной. Как сказала Людмила Александровна, дата была выбрана не случайно, ведь если повернуть 88 на девяносто градусов, то получится знак бесконечности. Вечности любви, поэзии и искусства. Именно такой и получилась встреча, наполненная прекрасными стихами и романсами в исполнении не менее прекрасных творцов. Памятуя об этой встрече, приходят слова немецкого писателя Лиона Фейхтвангера о том, что талантливый человек талантлив во всём. Большое спасибо всем причастным, вы несёте просвещение, вы творите искусство!
Светлана Волынкина