Фестиваль поэзии или консилиум нравов?

В какое время мы живем? Какими были поэты прошлого? Каким должен быть поэт вообще?
Именно в такие дни, как день празднования 80-летия родного института, ты осознаешь, где ты учишься. Через призму взглядов окружающих людей ты учишься видеть собственные... Праздник. Фестиваль или, если давать официальное определение: «Поэтический фестиваль выпускников и преподавателей Литературного института имени Горького разных поколений с участием музыкантов и вокалистов». Повод собраться всем поколениям….
«Это вымирающий источник информации, называется книга», - сообщили мне, когда я подошла к подобию книжного развала на втором этаже Центрального Дома Литераторов.
Через 10 минут должен был начаться фестиваль. Люди шли. Надо сказать, что у входа было три двери. Первые две закрыты, ты открываешь третью и идешь к концу, чтобы во втором ряду открыть первую. В общем, проходя через этот странный лабиринт, гости направлялись к гардеробам, где седоволосые люди с еле заметными морщинами спокойно плавали между рядами крючков.
Здесь были почетные выпускники Литературного института всех возрастов и их знакомые. Здесь были деятели искусства и просто прохожие. Здесь были и первокурсники, которые «обожают ЛИТ и все что с ним связано, поэтому и пришли». Здесь были и старшекурсники.
Наконец, на сцене большого зала ЦДЛ ректор Литературного института, Борис Николаевич Тарасов, объявил о начале «Фестиваля…», предоставив слово ведущим: Олесе Николаевой и Геннадию Красникову.
После вступительной речи, ведущие приступили к обзору хроники Литературного института. Видеоряд начался с чтения произведений Константина Ивановича Симонова. «Все мы вышли из страшиновской шинели», - так обозначил творчество поэта Владимира Кострова Геннадий Красников. «Знаете, поэзии не хватает прагматичному и прогрессирующему миру. Поэзии…», - продолжил он. Далее прозвучал «Вальс Тверского бульвара» - песня довоенного выпуска (слова Льва Ивановича Ашанина) в исполнении Федора Тарасова, блистающего под софитами ЦДЛ в белом атласном костюме.
На сцене выступал с речью Семен Иванович Шуртаков. Он рассуждал о значении истории для писателя: «Если писатель не будет знать историю, о чем будет писать? Я не имею в виду, что должны писать произведения об истории России, - на сцене погасили свет, но голос все продолжал, даже из темноты, - Я имею в виду, что писатель будет пропитан духом великой русской истории». Семен Иванович закончил свою речь словами: «Да здравствует русская литература!» На экране замелькали лица Юлии Друниной и Николая Старшинова, ее мужа, поэта и ученика Литературного института.
Хроника продолжалась. Показали кадры интервью с Расулом Гамзатовым, где прозвучала его знаменитая цитата о том, что Литературный институт подарил ему «святое чувство недовольства собой»… Также показали, как Николай Тряпкин читает свое стихотворение «Я тебя искал». Далее на сцену вышла Надежда Колесникова, лауреат премии «Соловьи, соловьи…» И исполнила песню «Москвичи» на стихи Евгения Винокурова.
После выступления певицы на экран был пущен видеоряд с выступлением Владимира Соколова. После просмотра этого видео Олеся Николаева показала на экран и сказала: «Обратите внимание, огромные пространства заполнены людьми». …
На сцену вышла женщина в красном и спела пронзительную песню «Горячий снег» (Стихи Михаила Львова). На заднем плане мелькали трогательные кадры из одноименного фильма. После этого прозвучали стихи Николая Рубцова «Звезда полей». Олеся Николаева начала: «А сейчас….» И Громкий голос Рубцова с экрана оборвал ее: «Поезд мчался с грохотом и воем!...» «Как прекрасно читает стихи Рубцов! Мы всегда говорим выпускникам на защите дипломов и на семинарах, что нужно уметь читать свои произведения. Ведь это часть вашего образа. Часть творческой натуры» , - подметил после Геннадий Красников.
Дальше можно было услышать стихи Вознесенского, Рождественского, Евтушенко, Олжаса Сулейменова, Владимира Солоухина. Прекрасная попытка Геннадия Борисова зачитать стихотворение Рубцова «Расплата»: я забыл, что такое любовь…. Я забыл, что такое любовь… – с задних рядов женский голос подсказал продолжение подзабытого текста. Снова пела Надежда Колесникова на этот раз с песней Владимира Фирса «Сколько песен забыто…».
Одним из последних на экране появился Виктор Боков (надо сказать, редкая запись, с трудом найденная в архивах). Он так читал стихотворение «Чудо», что мурашки пошли по телу у всех присутствующих. Олеся Николаева назвала это произведение «гимном любого поэта, да и писателя вообще»:
Жизнь — ужасная штука,
Если о ней помыслить.
То захотят повесить,
То захотят повысить,
То тебя в генералы,
То тебя в рядовые,
То тебе гонорары,
То тебе чаевые.
То тебя в Гамбург и Дрезден,
То тебя, наоборот,
Сунут в какую-то бездну,
К жабам полесских болот.
И всё-таки: жизнь — это чудо,
А чуда не запретишь!
Да здравствует амплитуда —
То падаешь, то летишь!
Во второй половине фестиваля зачитывали стихотворения «ныне живущих» поэтов. Надежда Кондракова (выпуск 1971) кроме того, что прочитала свое стихотворение и стихотворение своего покойного мужа – Бориса Примерова, высказала мысль о том, что подобных «сцен в Москве было больше», и что «до сих пор где-то далеко от столицы живет русский мальчишка и восхищается стихами Тютчева и Жуковского, и что как раз ради него и нужно писать, потому что он есть и он плачет».
Геннадий Красников сказал поэту Виталию Куханову: «Мы живем в такое время, что только избранные знают творчество Виталия Куханова. Я говорю, что если бы ты жил в 80-е, ты был бы признан».
Действительно, складывалось понятие нашей исключительности как зрителей этого Фестиваля. А может, это просто изолированность? Изолированность от мира, в котором давно все живет и развивается своим чередом. Может, просто искусство слова стало свободнее? Слишком свободнее. А мы слишком скупы, ленивы, чтобы создать его новый поток, отговариваясь «да кому оно нужно»? Поэзия деградирует? Или трансформируется в новые формы себя? Мы этого никогда не узнаем. Только наши потомки как-нибудь смогут назвать наше время, а мы должны все-таки продолжать делать, что можем, не тая обиды на мир за недооцененность, не боломуча подобные поэтические вечера проблемами нашего времени и просто искать пути их решения. Просто отдавать дань прошлому. Просто жить здесь и сейчас, храня в себе слова Роберта Рождественского:
Хочу, чтоб в прижизненной теореме
Доказано было судьбой и строкою:
Я жил в это время. Жил в это время.
В это. А не в какое другое.
Дарья Горшунова