Геннадий Красников: «Нынче популярны шоумены, а не поэты — птицы небесные»

Красников Геннадий Николаевич
Июл 2 2021
В майском номере газеты «Культура» вышло интервью с доцентом кафедры литературного мастерства Геннадием Николаевичем Красниковым о поэтах, поэзии и студентах Литинститута.
Фотокопия

Поэт и переводчик, публицист Геннадий Красников был редактором альманаха «Поэзия», составителем многих поэтических книг, выпустил антологии «Русская поэзия. ХХ век» и «Русская поэзия. ХХ! век». С 2006 года он ведет поэтический семинар в Литинституте.

— Мне кажется, что сейчас представление о поэтических иерархиях ушло. Так ли это и с чем связано?

— Есть ли сегодня поэты — кумиры публики?.. Пожалуй, что нет. Место литературы в СМИ заняла агрессивная масс-культура, которая не оставляет после себя ничего живого. Когда поэтом называют графомана-матерщинника, а поэзией — бессмысленный полуграмотный треп рэперов, то это, на мой взгляд, говорит только о культурном варварстве. Наступившие удручающие обстоятельства были вынуждены учитывать даже знаменитые поэты-шестидесятники, некогда собиравшие целые стадионы слушателей. Незадолго до ухода из жизни Евгений Евтушенко спрашивал меня: «А ты поешь?..» И говорил, что теперь он поет на выступлениях. А для привлечения публики включает в свои афиши выступления юмориста Михаила Задорнова или Дмитрия Харатьяна...

— Кого из современных нам поэтов вы считаете лучшими?

— Мой список достаточно велик. Вопреки «похоронщикам» нашей литературы, в сегодняшней поэзии есть настоящие классики. Будь сегодня другое время, иная культурная атмосфера, ими восхищались бы, их произведения звучали бы со всех экранов. Книги этих поэтов расходились бы влет, а не пылились на полках магазинов. И это если их удается издать мизерным тиражом... В XX веке у нас была могучая, пожалуй, лучшая в мире поэзия. Среди ныне живущих поэтов старшего поколения я бы назвал безусловными классиками Владимира Кострова, Юнну Мориц, Игоря Шкляревского, Льва Смирнова, Станислава Куняева, Александра Кушнера, Евгения Рейна, Олега Чухонцева, Геннадия Русакова, Игоря Волгина...

Очень сильна современная женская поэзия, в которой работают такие мастера, как Мария Аввакумова, Марина Кудимова, Светлана Кекова, Ольга Седакова, Олеся Николаева, Ольга Ермолаева, Надежда Мирошниченко, Инна Кабыш, Наталья Лясковская...

Лучшими современными поэтами я считаю Ивана Жданова, Владимира Алейникова, Александра Еременко, Юрия Кублановского, Евгения Чепур-ных, Юрия Беликова, Карена Джангирова, Евгения Лукина, Вечеслава Казакевича, Александра Кувакина... Вот эти поэты и есть мой «поэтический ландшафт», который уже вписан в историю современной русской литературы.

Еще есть удивительная группа прекрасных поэтов, бесприютных, непризнанных, часто с трагической судьбой, которых десятилетиями разыскивает по всей Руси и издает под характерным названием «Дикороссы» бескорыстный собиратель, талантливый пермский поэт и прозаик, эссеист, литературный критик Юрий Беликов. Он издал антологию «Приют неизвестных поэтов (Дикороссы)», куда вошли стихи Аркадия Кутилова, Николая Бурашникова, Павла Чечеткина, Юрия Влодова и многих других.

<...>

— В свое время на меня произвела большое впечатление «Проза Ивана Сидорова» Марии Степановой. По-моему, тут видно влияние современного искусства. На поэзию Андрея Родионова влияет рэп, на Емелина — частушки и шансон. В какой степени современная поэзия в целом открыта таким влияниям?

— Я своим студентам в Литературном институте часто привожу слова Марины Цветаевой: в стихах поэта первые две строчки от Бога, а две другие — от мастерства, от ремесла. Строчкам от Бога, конечно, научить нельзя. Талант и что-то еще, подобное благодати, или есть, или этого нет. А вот ремеслу, мастерству учиться необходимо. В литературе во все времена плодотворна открытость всем влияниям, если эти влияния художественно оправданны.

Мы часто встречаем в стихах (и в приведенных вами примерах, особенно у так называемых поэтов-«концептуали-стов») мастерские, лихие, очень умелые приемы, яркую форму. Но над целыми сотнями их строк не встретишь те самые, с Неба, «две строки», о которых напоминала Цветаева. Почему Блок беспокоился: «мне мешает писать Толстой»?.. Потому что были авторитеты в литературе, в культуре, в присутствии которых стыдно было писать плохо, пошло. Сегодня таких личностей, увы, нет, а потому, как сказал Константин Ваншенкин, «что пошло, то и пошло!».

<...>

— С каким культурным и внутренним багажом приходят в Литинститут молодые поэты?

— Культурный и литературный багаж у всех разный, но в большинстве своем они достаточно быстро набирают гуманитарный опыт. Конечно, каинова печать ЕГЭ, разрушившего наше традиционное, испытанное временем образование, долго будет сказываться. В институт ведь в основном приходят сразу после школы...

Может ли поэзия прокормить, многие из них, по-моему, поначалу и не задумываются. В этом смысле они подобны птицам небесным, для которых важно петь, подавать голоса, а на пропитание Бог пошлет. Как ни странно, сейчас в них очень много творческого азарта, готовности говорить, спорить, анализировать... В них есть тот огонь, о котором писал Николай Заболоцкий:

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

— Дает ли интернет поэту возможность завоевать популярность?

— Нескольких поэтов интернет сделал по-настоящему знаменитыми, Веру Полозкову например. Но сетевые авторы все равно стремятся издаться «в бумаге». Потому что книга — это традиция, это артефакт, это то, что тебя ставит в один ряд с классиками (по крайней мере — на одну книжную полку). Это выделяет тебя из множества, по сути дела, самодеятельных авторов. О поэтической популярности и о том, как она испаряется в наше время, я уже говорил в связи с Евгением Евтушенко. Нынче популярны шоумены, а не поэты — птицы небесные...

— Открыли ли вы для себя в последнее время какого-нибудь замечательного поэта (или поэтов)?

— Когда-то мы разговаривали с поэтессой Новеллой Матвеевой, и она высказала примечательную мысль: «Все ожидают нового Пушкина, а появись он сейчас, его не узнают и не пустят на порог журналов...» Нынче возникают интересные поэтические имена. Молодые поэты порой удивляют неожиданными открытиями, образами, метафорами. Студенты Литинститута подтверждают слова Пастернака: «Талант — единственная новость, которая всегда нова». Но при этом совершенно непрочитанными остаются многие давно работающие авторы. Надо просто внимательно прочитать их стихи.