Геннадий Красников: «Страшит не тьма, а свет угаснувшего взгляда»

Красников Геннадий Николаевич
Июл 24 2021
На портале «Новые Известия» опубликована стихотворная подборка доцента Литинститута Геннадия Николаевича Красникова с предисловием Сергея Алиханова.
Скриншот

Предисловие к первому сборнику Геннадия Красникова «Птичьи светофоры» Евгений Евтушенко написал в стихах! Мы поздравляем Геннадия Красникова с наступающим замечательным Юбилеем — 70-летием, и расскажем о его творчестве.

Геннадий Красников родился в посёлке Максай близ Новотроицка (Оренбургская область). Окончил МГУ (факультет журналистики).

Автор стихотворных сборников: «Птичьи светофоры», «Пока вы любите…», «Крик», «Не убий!», «Голые глаза», «Кто с любовью придёт…», «Все анекдоты рассказаны»; книг эссеистики «Роковая зацепка за жизнь Или в поисках утраченного Неба», «В минуты роковые. Культура в зеркале русской истории».

Творчество отмечено премиями: имени М. Горького, имени Б. Полевого, газеты «Литературная Россия», журнала «Москва», «Российского Фонда Культуры», «Большой литературной премией России» — за издание антологий «Русская поэзия. XXI век» и «Ты припомни, Россия, как всё это было!..», имени К.Д. Бальмонта, Пушкинской премией «Капитанская дочка», имени Константина Симонова, имени Бориса Корнилова «На встречу дня!», имени С.Т. Аксакова.

Составитель и редактор изданий классиков русской поэзии: С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, М.А. Волошина, А.А. Блока, Ю.В. Друниной, В.А. Кострова, Н.Н. Матвеевой, Н.С. Гумилёва и других.

С 1978 по 1992 годы вместе с поэтом Николаем Старшиновым работал редактором альманаха «Поэзия» в издательстве «Молодая Гвардия».

Доцент Кафедры литературного мастерства Литературного института имени М. Горького, ведущий поэтического семинара заочного отделения.

Член Союза писателей России.

Взаимное отражение современного актуального сознания и социалистических, уже вроде навсегда канувших, построений всегда присутствует в контексте поэтики Геннадия Красникова. Воплощается такая многоплановость в очень трогательные и эмоционально насыщенные стихи. Эстетические идеалы не должны зависеть и не зависят от каких бы то ни было социальных перемен.

Красота, добро, истина всегда первообразны. И поэт крайне требователен — в первую очень к самому себе, но не устает напоминать и всем нам, что самозабвенное служение — единственный путь к совершенству:

В тех садах, в тех домах и глухих коридорах,
в тех уральских бараках (поклонимся им!),
где в раздорах и драках взрывались, как порох,
где смеялись и пели, где был ты своим…
Где смеялись, а песни слезами кончались,
в том немыслимом, послевоенном, году,
где за бедным столом всем двором умещались,
где вся жизнь проходила у всех на виду...
А теперь золотят купола и столицы,
но людей разделили лукавой межой,
в незнакомой стране незнакомые лица,
где железные двери, где всем ты чужой...

История древней Руси и события современной России перекликаются в стихах Красникова.

Поэт возрождает исконные смыслы, качественно оценивая в своих стихах любую жизненную ситуацию. В своеобразных контрастных образах Красников передает и состояние, а главное мир своих лирических героев. Геннадий Красников мастер лирического познания мира, и его духовный опыт воплощается в своеобразную поэзию мудрости.

Хотя у каждого свой жизненный опыт, думается — что сильнейшее лирическое поле поэта, всегда оказывает благотворное воздействие на читательское мировосприятие:

С неба хмурого снежная струйка течёт,
это маятник время, как в ступе, толчёт.
Вот и век наш в муку перемолот и в прах,
вкус его, словно пепел, у нас на губах.
Был он круто замешен на тёмной воде,
на крови, на беде, на траве-лебеде...
Что из песен вчерашних останется нам?
Ничего! Мы не верим слезам и словам.

Геннадий Красников проникновенно читает стихотворение, посвященное памяти учителя и сослуживца поэта Николая Старшинова — видео.

О творчестве Красникова написано множество статей.

Евгений Евтушенко — впервые в мировой поэзии! — написал стихотворное предисловие к первому сборнику стихов Геннадия Красникова «Птичьи светофоры»:

Мы не судьи с тобой. Мы – вина.
Г. Красников

Вот книга первая поэта.
Она не слишком приодета.
В ней на коленях — пузыри,
И локти светят изнутри
Но сквозь потёртость, небогатость
Вдруг проступает виноватость,
А среди всех богатств страны —
Величье понятой вины...
Во всех, играющих в невинность,
есть нечто хуже, чем наивность,
Блажен единственный судья —
судящий прежде всех — себя.
Глас: «Я виновен!» — дело чести.
Мы виноваты все во всём,
И невиновны, только если
С повинной голову несём.
И это мужество и зрелость
Перед собою и страной —
Найти внутри такую смелость
Быть не судьёю, а виной.

Евгений Винокуров — корифей русский поэзии, определил: «Тончайшее чувство лирики в сочетании с философским осмыслением жизни придают стихам Красникова особую притягательность и гармонию».

Любовь Калюжная — писательница и поэтесса, написала: «Для стиля зрелого Красникова характерно сочетание философской углублённости, тонкой иронии с поэтической раскованностью словаря и ритма, идущих от интереса автора к богатству русского фольклора…

В его творчестве всё заметнее проявляется тяготение к цельному историческому контексту… все эти качества отвечают требованию лаконичной искренности и духовной собранности, которое предъявляет наступивший век современному творчеству.

Стихи Геннадия Красникова, открывают и новые грани поэта, и передают его трагическое ощущение бытия русской жизни последних времён...».

Поэт Сергей Арутюнов, наш автор, поделился: «Предвижу: найдутся обязательно те, которым стихи Геннадия Красникова покажутся слишком резкими... Поэзия — речь того, что посмел открыть глаза в мутной воде бытия и вскрикнуть, что вода мутна.

Мы не знаем и, похоже, не хотим знать ни себя, ни того, что кругом. Оскорблённые обыватели привычно сторонятся тех, кто имеет дерзновение — нет, не пророчествовать, а даже просто подмечать! Обыватели, чья власть велика, уродуют и судьбу поэта, отторгая её даже от поэтической печати...

И нет ничего мучительнее, чем носить в душе единственную неизменную помету распада и невозможности ничего собрать воедино.

Геннадий Красников не случайно обилен в эпиграфах: говорить его понуждает и «народная мудрость», и евангельские максимы. Если бы не они, давно можно было бы замолчать, прикрыв глаза ладонью. От боли. И осознания того, как далеки мы все от Того, кто вечно зовёт нас...».

Только читая стихи, мы становимся ближе к поэту... Перейти...