Камерата: Идеалы Ренессанса на полотнах великих живописцев

Попов Михаил Николаевич
Кешокова Елена Алимовна
мая 5 2023
Иллюстрация 1

Последнюю апрельскую неделю украсило очередное заседание кружка «Камерата» под руководством преподавателей кафедры зарубежной литературы — доц. Михаила Николаевича Попова и доц. Елены Алимовны Кешоковой. В этот раз темой была живопись эпохи Возрождения, её особенности, характерные признаки, символика и, конечно, плеяда великих мастеров, ставших иконами Ренессанса.

С докладами выступили студенты второго курса Литературного института имени А. М. Горького.

Сандра Трофимова и Марина Власова рассказали о литературном творчестве Микеланджело Буонарроти, рассмотрев сонеты, созданные мастером в период работы над капеллой Медичи. К сожалению, в отличие от величайших скульптур, литературный опыт Микеланджело не так хорошо знаком большинству ценителей искусства — эту несправедливость и решили исправить наши докладчицы. Марина и Сандра рассказали о внутреннем конфликте Микеланджело, вызванном его неординарной натурой, бунтарским духом и уникальной одаренностью, которая заставляла мастера разрываться между двумя музами — поэзией и скульптурой. В подробностях был представлен также образ самой капеллы Медичи. Студентки рассмотрели этот шедевр архитектуры с точки зрения философских концепций, которые мастер воплотил в своей работе: обратились к трудам неоплатоников, а также к концепции загробного мира Данте и проповедям Савонароллы.

Иллюстрация 2

Сандра и Марина признались, что в процессе работы над докладом они открыли для себя Микеланджело с совершенно другой стороны — из глубины его мятущейся натуры, скрытой за величием и статусом величайшего мастера эпохи Возрождения, натуры страстной, стремящейся к духовности, живущей в мире библейских сюжетов.

Иллюстрация 3

Андрей Мусин представил доклад об образе ребёнка на полотнах великих мастеров, рассказал о многослойности значений символики и происхождения тех и иных традиционных приёмов живописи Ренессанса.

Иллюстрация 4

Маргарита Мамич рассказала о цветовой символике в одеяниях Мадонны на полотнах знаменитых живописцев, об эволюции её образа в живописи эпохи Возрождения, о видоизменениях облика Богоматери и её традиционных одеяний, о новом, в сравнении со Средневековьем, восприятии таких элементов как мафорий, платок, чепец, а также корона и даже нимб. В докладе была также рассмотрена смысловая основа геометрических фигур, использованных при построении композиции полотен различных художников, а также актуальная тема перехода от строгой религиозности к светскому образу жизни, характерному для эпохи Возрождения.

Иллюстрация 5

Благодарим уважаемых Елену Алимовну и Михаила Николаевича за удовольствие от погружения в прекрасную, далёкую эпоху высокого искусства, безупречного мастерства, стремления к вечным идеалам и неземному совершенству.

Маргарита Мамич,
студентка 2 курса