«Камерата»: на концерте французской музыки

Попов Михаил Николаевич
Кешокова Елена Алимовна
мая 16 2024
Елена Алимовна Кешокова и Михаил Николаевич Попов со студентами Литинститута

12 мая 2024 в рамках литературно-музыкального салона «Камерата» студенты Литературного института посетили концерт из цикла «О дальних людях и странах» в Рахманиновском зале Консерватории.

Своими впечатлениями поделились студенты 2 курса Андрей Зотов и Татьяна Гончарова.


Иллюстрация 2

12-ого мая в рамках проекта кафедры зарубежной литературы Камерата студенты Литературного института имени А.М Горького посетили концерт из цикла «О дальних людях и странах», посвящённый французской классической музыке. В концерте были представлены как известные широкой публике, так и малоизвестные классические произведения, показавшие классическую музыку Франции во всём её многообразии, от энергичных «Фантазии» Г. Форе и «Вальсов» Годара и Равеля до романтично-светлой «Девушки с волосами цвета льна» и «Холмов Анакапри» – мажорных произведений Дебюсси.

В быстрых пассажах трубных инструментов и волнах струнных, отражающихся от стен зала, нашлось место всем сторонам французской классической музыки, практически идиллические композиции сменялись экспрессивными, печальные –  ироническими: музыка звучала необычно ярко и празднично.

Иллюстрация 3

Завершился концерт сюитой Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» – зоологической фантазией, в ходе которой различные инструменты имитировали звуки, издаваемые этими животными, а темп метафорически передавал поведение животных, будь то пение кукушки, медлительность черепахи, рычание льва или, что самое необычное, – стук костей ископаемых в соответствующем фрагменте. Сен-Санс наложил запрет на издание партитуры «Карнавала», боясь, что что-то несерьёзное в послужном списке может навредить его репутации. Наиболее широкую известность получила лишь часть «Лебедь», написанная для виолончели и ставшая мировой классикой.

Перед исполнением каждого музыкального фрагмента сюиты звучали поэтические отрывки шутливо-сатирического характера, как бы подготавливая слушателя к восприятию представленных музыкальных образов; например, «Лебедя» предваряли следующие строки:

Тот, кто не видит дальше носа,
Не сомневается ни в чем,
А лебедь — вечный знак вопроса:
Красив, беззвучен, обречен.

Сам композитор при жизни из всей сюиты разрешал исполнять только «Лебедя». Завершает сюиту шутливая зарисовка, посвященная пианистам:

Пианист — это тоже животное:
Хвост от фрака, манишка, живот.
Ляминорное, норное, нотное,
Между ножек рояля живет.

По иронии судьбы «Карнавал Животных» – одно из самых известных сочинений Сен-Санса и, вопреки опасениям композитора, любим музыкантами и публикой.

Лучшего произведения для завершения концерта, посвященного музыке далёкой Франции, кажется, и не придумаешь: исполнено всё было на высшем уровне, с должной энергией. Бурная реакция публики и не менее бурные обсуждения студентов после концерта тому подтверждение. Словом, Рахманиновский зал снова удивил и оригинальным выбором композиций, и тонким исполнением.

Андрей Зотов, студент 2 курса

Иллюстрация 4

Впечатлениями о концерте делится студентка 2-ого курса Татьяна Гончарова:

Я давно не слышала живую инструментальную музыку, и она произвела на меня огромное впечатление. Когда забываешь о ней, забываешь и то, какая она. Чем продолжительнее разлука, тем удивительнее бывает возвращение.

Очень интересно было вновь услышать целиком «Карнавал животных» К. Сен-Санса и сравнить впечатление со своими детскими воспоминаниями о сюите. Если когда-то мне казались наиболее яркими «выступления» Черепах, Кенгуру и Птичника, а Аквариум был наименее понятен, то теперь наоборот, я словно впервые услышала по-настоящему именно его.

Я очень признательна музыкантам и преподавателям нашего института, благодаря которым я оказалась на концерте.