Культурный туризм. Встреча семнадцатая: Дом-музей М.Н. Ермоловой

Фукс Дмитрий Александрович
Мар 9 2023
4 марта 2023 студенты Литературного института имени А. М. Горького посетили Дом-музей М.Н. Ермоловой. Мероприятие состоялось в рамках направления «Культурный туризм» и было организовано под руководством доцента кафедры общественных наук Дмитрия Александровича Фукса.
Коллаж

4 марта 2023, в субботу, по направлению "Культурный туризм", в сопровождении доцента кафедры общественных наук Дмитрия Александровича Фукса, 74 студента Литературного института, влюбленных в театр, посетили дом-музей М.Н. Ермоловой на Тверском бульваре.

Здание построено в конце 1773 года, хозяин неизвестен. По словам жителей и семьи Ермоловых, здесь проходили масонские собрания. В XIX веке хозяева особняка часто менялись, и они часто перестраивали дом. После 1873 года не перестраивался. В 1889 году владение купил Н. П. Шубинский, московский адвокат.

Его жена Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра, проживала здесь с 1889 года до 1928 год. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник писала о ней:.

«Москва преклонялась перед нею от мала до велика. Толпы молодежи ждали её у театрального подъезда, чтобы уловить её взгляд. Если она входила в какой-нибудь магазин, приказчики покидали всех остальных покупателей и служили ей, как королеве. Громадной популярностью она пользовалась и среди театральных служащих, прислуги — и это уж не только благодаря своему таланту, а благодаря полному отсутствию надменности, манере обращаться с людьми и своей доброте. Её обращение со всеми было одинаково — от московского генерал-губернатора до последней театральной сторожихи».

С 15 мая 1970 года работает Музей-квартира М. Н. Ермоловой. В нём собраны вещи самой актрисы. В 1986 году создан Дом-музей М. Н. Ермоловой.

В музее повествуется о театрах Москвы в XIX веке. В белом зале здания бывают представления: музыкальные концерты, творческие вечера, спектакли, театральные встречи. Украшением музея является диорама «Театральная площадь 70-х годов XIX века» народного художника РСФСР, Е. И. Дешалыта.

Экспозиция Дома-музея М.Н. Ермоловой делится на три части — по числу этажей в доме.

Первый этаж /цокольный/ посвящён детским годам М.Н. Ермоловой, обучению в Московском императорском театральном училище и первым выступлениям актрисы на сцене. Комнаты Ермоловых в Большом Каретном переулке располагались в полуподвальном этаже, и по совпадению этот раздел экспозиции находится в подобном же помещении.

Второй этаж дома М.Н. Ермоловой – парадный. Он спланирован по анфиладному принципу: все комнаты идут венком одна через другую и не имеют коридора. Экскурсия по этому этажу начинается с экспозиционной темы «Дебют», что соответствует хронологии жизненного и творческого пути великой актрисы.

За этой комнатой следует Жёлтая гостиная, которая называется так потому, что при жизни хозяев была обита золотистым штофом. Она служила для приёма гостей, в числе которых были известные деятели культуры. Из Жёлтой гостиной можно попасть в кабинет М.Н. Ермоловой – «место восторгов и воспоминаний». Сюда приходили те, кто был близко знаком с Марией Николаевной. В окнах кабинета — сиреневые витражные стёкла, придающие ему особенное изящество. Во время Великой Отечественной войны одно из них было разбито, и сегодня на его месте – обычное стекло. Создатели музея сознательно не стали восстанавливать его прежний вид, так как война – это тоже часть истории дома. В остальном интерьер кабинета восстановлен с большой точностью. Ведь это единственная комната в доме, которая была сфотографирована при жизни актрисы. Экспозиция кабинета рассказывает об одной из самых значительных ролей актрисы – Иоанне Д'Арк из «Орлеанской девы» Ф.  Шиллера.

Покинув кабинет, посетители оказываются в комнате, которая ранее была приёмной адвоката Н.П. Шубинского, мужа М.Н. Ермоловой. Сегодня здесь представлены экспонаты, рассказывающие об окружении хозяев дома и выступлениях М.Н. Ермоловой на концертной эстраде. Эти выступления составляли важную часть её актёрского пути. В зале «Окружение» можно увидеть книги с автографами, поздравительные адреса, концертное платье актрисы, пластинку с записью монолога Марии Стюарт в её исполнении…

Далее лестница ведёт посетителей в гримёрную М.Н. Ермоловой. Безусловно, раньше она находилась в Малом театре, но была реконструирована создателями музея в этой комнате дома по описаниям и фотографиям: разговор о биографии великой актрисы невозможен без демонстрации её творческой лаборатории. Покинув гримёрную, посетители попадают в кабинет Н.П. Шубинского – представителя старинного дворянского рода, знаменитого юриста и политического деятеля своего времени. Отсюда посетители выходят на площадку перед Зимним садом. При жизни хозяйки  в нём находились живые цветы  и подношения от поклонников творчества М.Н. Ермоловой.

Далее по ходу осмотра – парадный Белый зал, символизирующий собой славу актрисы. Этот зал использовался для приёмов – под Рождество или в честь именин хозяев дома. На знаменитом портрете В.А. Серова Ермолова запечатлена именно здесь. По традиции, идущей от великой хозяйки, в Белом зале проходят музыкальные концерты, детские и взрослые спектакли, театральные встречи, а также творческие вечера ведущих деятелей театра и концерты классической музыки. «Театр в музейном интерьере», «Музыка в Доме М.Н. Ермоловой», «Мемуары мастера», «Дети в Доме-музее М.Н. Ермоловой», «Учитель и ученики», Рождественские ёлки, встречи с актёрами, режиссёрами, художниками, театроведами, тематические вечера.

Из Белого зала  по узкой деревянной лестнице экскурсанты поднимаются на третий этаж – в  «приватную» часть дома. Экспозиция этого этажа открывается просторной столовой, интерьер которой  почти полностью сохранён. Столовая служила для камерных, дружеских приёмов, проходивших в Ермоловском доме по субботам /в течение долгого времени суббота была выходным днём в Малом театре/.

За cтоловой следует Зелёная гостиная, где взорам посетителей предстаёт великолепный мемориальный рояль, чудом сохранившаяся коллекция мебели, а также портреты любимых драматургов Ермоловой – Ф.Шиллера и А.Н. Островского – и её учителей – Н.М. Медведевой и И.В. Самарина. Двустворчатые стеклянные двери Зелёной гостиной ведут на балкон, куда 2 мая 1920 г., в день празднования 50-летия своей творческой деятельности, Мария Николаевна вышла встретить демонстрацию театральных деятелей, прошедших вдоль Тверского бульвара с транспарантами «СЛАВА ВЕЛИКОЙ ЕРМОЛОВОЙ!!!».

Завершает экспозицию уютная спальня актрисы. По воспоминаниям дочери, здесь домочадцам случалось видеть, как Мария Николаевна репетирует свои роли перед большим зеркалом платяного шкафа. Именно здесь актриса проводила большую часть времени в последние годы, и именно в этой комнате 12 марта 1928 г. скончалась на 75-м году жизни.

«По комнатам различных цветов и разной степени обогреваемости — ну хорошо. Платья, она курила, миниатюрная чаша пепельницы на высоте ржавых "ножек". Зеркало на последнем доступном этаже, в котором трудно поймать своё отражение. Но самое интересное – гигантский меч (или это адекватный размер) 16-го века, подаренный за роль Орлеанской девы. А на самом высоком этаже – приема нет: "Вы куда? Там закрыто во-об-ще-то"». — Егор Моисеев, 2 курс.

Худавердян Рубен, Егор Моисеев,
студенты 2 курса