Культурный туризм. Встреча шестнадцатая: Дом Гоголя

Фукс Дмитрий Александрович
Дек 20 2022
17 декабря 2022 студенты Литературного института имени А. М. Горького посетили Дом Гоголя. Мероприятие состоялось в рамках направления «Культурный туризм» и было организовано под руководством доцента кафедры общественных наук Дмитрия Александровича Фукса.
Культурные туристы в Доме Гоголя

В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью расположена старинная городская усадьба, ансамбль которой начал складываться в XVII веке. Сейчас здесь находится единственный в России музей Николая Васильевича Гоголя. Чугунные ворота ведут во двор, где можно задержаться возле памятника Н. В. Гоголю, созданного Н. А. Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. Справа — ампирный дом с аркадой. Здесь Гоголь провел три последних года жизни, здесь умер 21 февраля 1852 года. Слева от памятника — «Каретный сарай», хозяйственные помещения усадьбы.

В 1832 году молодым автором, удачно дебютировавшим «Вечерами на хуторе близ Диканьки», он был радушно принят выдающимися современниками-москвичами. «Тянет в Москву», «Москва моя родина», — писал он друзьям. В Москве Гоголь встречался с Е. А. Баратынским, Д. В. Давыдовым, М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, П. А. Вяземским, П. Я. Чаадаевым, Н. П. Огаревым, В. А. Соллогубом, А. С. Хомяковым, романистами М. Н. Загоскиным и Г. П. Данилевским, с художниками П. А. Федотовым и И. К. Айвазовским, композитором А. Н. Верстовским, скрипачом и альтистом А. Л. Гурилевым. Дружеские отношения связывали его с профессорами Московского университета: с историками М. П. Погодиным и Т. Н. Грановским, переводчиком и критиком С. П. Шевыревым.

Гоголь поселился в доме на Никитском в 1848 году по приглашению графа А. П. Толстого, видного государственного деятеля, и графини А. Г. Толстой, урожденной княжны Грузинской. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей.

Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. В каждом из помещений внимание привлекает ведущий предмет. Он превращен в символическую инсталляцию и выражает акцент комнаты. В прихожей это «сундук странствий», в гостиной — камин, в кабинете — конторка, в зале «Ревизор» — кресло, в комнате памяти — посмертная маска Гоголя. Соседние предметы мебели и детали интерьера включены в образ на уровне актеров «второго плана». Научная концепция музейной экспозиции воплощена художником Л. В. Озерниковым. Расширение музейного пространства за счет использования современных технических средств позволяет достигнуть эффекта присутствия в мире персонажей Гоголя. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Гоголю.

В двух отведенных ему комнатах первого этажа писатель работал над вторым томом «Мертвых душ». По словам Гоголя, в произведении должна была отразиться вся Русь, где бы «предстал весь русский человек со всем разнообразием богатств и даров, доставшихся ему на долю... и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем». В тот же, московский, последний период жизни писатель готовил к печати второе собрание своих сочинений, работал над духовной прозой.

Все, кто приходил сюда, как правило, заставали Гоголя работавшим стоя у высокой конторки или переписывавшим рукопись за столом. Сочиняя, писатель часто проговаривал текст, разыгрывая целые сценки.

Рассказ о встрече с Гоголем в доме на Никитском в октябре 1851 года оставил И. С. Тургенев:

«Комната его находилась возле сеней, направо. Мы вошли в нее, и я увидел Гоголя, стоявшего перед конторкой с пером в руке... От его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом... Гоголь говорил много, с оживлением... все выходило ладно, складно, вкусно и метко».

5 ноября 1851 года в зале первого этажа, налево от входа, Гоголь читал комедию «Ревизор» актерам Малого театра. Г. П. Данилевский вспоминал об этом последнем публичном авторском чтении:

«Очарованные слушатели долго стояли группами, вполголоса передавая друг другу свои впечатления. Щепкин, отирая слезы, обнял чтеца...».

Второй этаж экспозиции знакомит с книгами Гоголя, исследованиями о его жизни и творчестве. Представлены портреты хозяев дома, гравюры, литографии с видами памятных мест, связанных с именем писателя. Согласно легенде, один из нотных альбомов — Музыкальные пьесы Мендельсона на немецком языке, находящийся в нотно-музыкальном отделе (театральный салон), принадлежал графине А. Г. Толстой.

Новая, расширенная и дополненная, экспозиция музея была открыта 27 марта 2009 года к 200-летию со дня рождения писателя. «Дом Гоголя» дает возможность удовлетворить духовные, интеллектуальные и информационные потребности всех категорий посетителей.

17 декабря 2022 года студенты Литературного института посетили Дом Гоголя.

«Кто и что для нас Н. В. Гоголь? Классик мировой литературы, «реалист», «новелист», «натуралист»-ист-ист, портрет в учебнике и книга на полке. О человеческой, личностной составляющей автора забывают перед громадой его влияния на культуру и общественность. Задача музеев – показать эту личностную и личную сторону великого человека, познакомить с его бытом, чтобы посетитель, человек обычный, смог почувствовать нечто общее с ним, сравнить его с собой, – и узнав лучше, полюбить ещё больше.

Музей Н. В. Гоголя отражает личность Гоголя как может полно: среди экспонатов постоянной экспозиции есть и оригиналы его писем (в том числе к А.С. Пушкину), и его личных икон, и, конечно, предметов мебели, например стол и контрока, за которыми он писал и переписывал свои тексты. Но кроме комнат гоголевского быта в музее есть комнаты гоголевского творчества, – например, зал «Ревизор», где собраны исторические материалы и художественные произведения, связанные со знаменитой комедией. Ярким финалом экспозиции назову круглый зал с поразительными скульптурами гоголевских персонажей. Там и Пацюк, и помещики из «Мёртвых душ», и Панночка, а в углу над всеми – парящая всевидящая Шинель.

А выходя из музея на улицу, ловишь взгляд самого Гоголя, который остался в виде памятника в сквере поблизости. И снова он жив, и снова он пишет, а мы читаем и видим за его словами не только литературного титана, но человека, который жил и не умер».

Софья Перелыгина,
студентка 1 курса