Марио Варгас Льоса: Все думают, что ты — статуя

Окт 12 2017
Жаль, что Марио Варгас Льоса у нас не преподаёт. Но это не мешает нам у него учиться. Марио Варгас Льоса, по случаю присуждения ему премии "Ясная Поляна", посетил Москву и дал серию интервью российским изданиям. Одним из самых интересных, опубликованном на портале "Горький", спешим поделиться.

— Вернемся к литературе. Расскажите, какие книги нужно читать в детстве, чтобы стать Марио Варгасом Льосой?
— Когда я научился читать — а это было в пять лет в Боливии, — мне казалось, что началась новая жизнь. Я увидел мир более ясным, более разнообразным, как будто кто-то протер стекло моего бинокля. Это была невероятная магия. Все началось с книг Жюля Верна, потом я прочитал «Три мушкетера». Дюма был моим спутником долгие годы, пока в четырнадцать лет я не открыл для себя Виктора Гюго. «Отверженные» меня перевернули. Эту книгу я боялся перечитывать, боялся, что магия пропадет. Но где-то пятнадцать лет назад «Отверженных» заново перевели на испанский. Меня попросили написать предисловие — я перечитал Гюго. И только тогда понял, что книга, которую я воспринимал как приключенческий роман, имеет такое глубокое духовное содержание. Понимаете, литература позволяет писателю найти свой авторский стиль. Писательство — это прямое продолжение детского опыта читателя. Но есть те книги, которые выстроили мой писательский мир. В первую очередь это Гюго, о котором я говорил. Во-вторых, это Фолкнер, из-за его чувства формы. Из-за его умения из банальной истории создать невероятный захватывающий мир. Затем это Сартр, писатель-философ. И, конечно, Толстой. Из-за его невероятных литературных амбиций, его всеохватности. «Война и мир» — единственный в мире роман, который можно сравнить с «Дон Кихотом» по разнообразию и многоплановости. Спасибо всем этим великим книгам.

— Вы автор «Писем молодому романисту», своего рода учебника писательского мастерства. Что бы вы могли пожелать начинающему автору?
— Научить писать невозможно. Главное для молодого писателя — это понять, какие сложности ему предстоит преодолеть. Я помню, как было тяжело решиться выбрать профессию, которая не будет кормить. Я тогда не знал писателей, зарабатывавших на жизнь литературой. При этом писательство требует полной отдачи. Есть и другой вопрос, который мучал меня тогда и который наверняка мучает других: а что, если у меня нет таланта? И в этом мне очень помог Флобер. Я прочел «Госпожу Бовари», и эта книга меня перевернула. Я прочел все его книги подряд и сделал невероятные открытия. У молодого Флобера таланта не было! И вот бесталанный писатель решил, что хочет этим заниматься. Он решил создать себя. Путем работы, путем четкой дисциплины, путем системного подхода к творчеству. Он работал как каторжник. Так что можно создать талант, который поначалу отсутствует. Еще очень важно понять, каким писателем ты хочешь быть. Хочешь ли ты быть фантастом? Я очень любил Борхеса, но знал, что это не мой путь. Благодаря Флоберу я понял, что хочу быть реалистом, человеком, который воссоздает мир, придавая ему совершенство. Борхес говорил, что все мы должны находить себе предшественников. Так что любому писателю нужно искать свой образ. Нужно очень серьезно работать, и тогда ты станешь писателем.

Читать полностью...