Семинар Г.И. Седых в Музее Серебряного века на научном форуме к 150-летию Валерия Брюсова

Седых Галина Ивановна
Окт 13 2023
Семинар Галины Ивановны Седых

10 октября 2023, во вторник, в Музее Серебряного века ученики семинара Галины Ивановны Седых посетили научный форум «В.Я. Брюсов и русский модернизм на фоне мировой культуры: к 150-летию со дня рождения писателя».

150-летний юбилей выдающегося русского поэта, прозаика и теоретика русского символизма предоставил брюсоведам возможность в очередной раз выступить с научными работами, посвящёнными различным аспектам творчества Валерия Брюсова. Докладчиками большой акцент делался на раскрытии Брюсова не только как поэта, но и как человека вечного поиска.

Темы выступлений нас, студентов, покорили своей оригинальностью:

Гремякина Мария Сергеевна выступила с докладом «Изобрести новые способы ласки»: эротика и либертинаж в дневнике В.Я. Брюсова». В раннем творчестве Брюсова заметно его увлечение психиатрией. В докладе говорилось о том, что Брюсов стремился выйти за моральные и онтологические пределы, телесные и религиозно-социальные нормы. Брюсова интересовали такие явления, как садизм, насилие и половая психопатия. Безусловное влияние на него оказала и ницшеанская этика, и личность Маркиза де Сада.

Примерно в том же ключе Кузнецова Екатерина Валентиновна рассматривала творчество В.Я. Брюсова в докладе «Гендерные и литературные инверсии в повести В. Брюсова “Последние страницы из дневника женщины”». В докладе гендерность рассматривалась с точки зрения инверсий: Брюсов наделяет женщину мужскими качествами, а мужчину – женскими. Таким образом, Брюсов переворачивает концепцию тютчевского понимания любви как «рокового поединка» обоих партнёров; Брюсов противоречит концепции Достоевского – для его героя преступление соотнесено с желанием стать выше других, но для героя Брюсова мысль о насилии не вызывает беспокойства. К насилию приводит желание доминировать над женщиной, и эта мысль очень близка толстовскому пониманию женщины как «жертвы мужской похоти».

В докладе Шинкарук Марины Анатольевны «“Скорпионовское отродье” в кривом зеркале московских газет начала XX века» говорилось о фельетонистах-рецензентах московских газет 1900-х. Брюсов реагировал не на брань, а на фактическую часть – шёл в газету и просил писать опровержения. И в данном ключе Брюсов выступал как потрясающий тактик: ранних модернистов осмеивали из-за их «нелепых» образов и метафор, но они внедрялись намеренно, чтобы зацепить критиков. Брюсов прекрасно понимал, что он делал – это входило в его стратегию. На статьи он отвечал очень делово, показывая свой профессионализм и не вступая в переписку с обидчиками. И постепенно неприятие символистов заменилось на признание.

Шапкина Ольга Ивановна выступала с докладом, в котором рассматривался «роман «Огненный ангел» В. Я. Брюсова в зеркале критики начала XX века». Чуковский был первым, кто написал критический отзыв об этом романе. Он признал, что Брюсов – превосходный художник в плане стилизации. Критики также настаивали не на стилизации, а на воссоздании культурно-исторического образа Германии. Брюсову было интересно, как откликнется Германия на его роман, – и немцам понравилось.

Руководитель нашего семинара Галина Ивановна Седых выступила с докладом: «Фрик в творчестве Валерия Брюсова»: «Когда В. Брюсов приступил к составлению и переводам своей уникальной Антологии армянской поэзии, он обнаружил в длинном списке авторов некоего Фрика – средневекового поэта, писавшего под этим псевдонимом». <...> «Брюсов утвердил свою версию в пользу реально существовавшего поэта Фрика, настоящая фамилия которого так и не разгадана, а биография реконструирована по сохранившимся стихам».

Студенты Литинститута в Музее Серебряного века

На наш семинар этот форум произвёл колоссальное впечатление. Михаил Борисович Шапошников, заведующий отделом литературы Серебряного века Государственного Литературного музея, организовал потрясающий фуршет в честь юбилея поэта. Мы познакомились с Михаилом Борисовичем лично, он пригласил семинаристов как-нибудь организовать в доме Брюсова свой творческий вечер. Мы вели с ним очень приятную беседу, говорили о Брюсове – в целом создавалось ощущение, что сам Валерий Брюсов будто жив и празднует с нами!

В Музее Серебряного века

Помимо выступлений докладчиков, был организован замечательный музыкально-поэтический спектакль по пьесе Брюсова «Декаденты» (режиссёр: Аронин Сергей Владимирович). Актёры выступали в костюмах эпохи декаданса, играли музыку, пели, выходили к зрителям – они играли блестяще, сцена исчезала, и в нашем воображении рисовалась комната, в которой сидит бедный Ардье, отказавшийся от своих декадентских стихов, и его возлюбленная Лили. Всё прошло настолько хорошо, что из дома Брюсова никому не хотелось уходить!

Огромное спасибо организаторам, выступавшим и всем, кто принял участие в таком замечательном событии. Мы обязательно к вам придём ещё!

В Музее Серебряного века