СКАЛА: Пять вопросов драматургам

Нагимов Фарит Сагитжанович
Июл 16 2020
Студенты семинара очерка и публицистики под руководством мастера Фарита Нагимова создали некоммерческий проект «Скала» (Сообщество Критиков Лита). В их паблике в контакте вы найдете статьи о современной литературе и смежных искусствах.
Пять вопросов драматургам

Алла Войская взяла интервью у драматургов Валерия Печейкина, Елены Исаевой и Фарида Нагима. Приводим некоторые ответы Фарида Нагима, а полностью интервью доступно здесь.


– Чем работа над драматическим текстом отличается от написания прозы?

– Драму я пишу бритым и в стрингах, а прозу – в семейных трусах и с бородой… Шутка. Есть события и настроения, которые можно записать только пьесой и никак иначе. Я с погрешностью в несколько процентов могу сказать, какой фильм снят по роману, а какой – по пьесе. Работая над пьесой, я вижу локальную историю, скажем – сцену, а при написании романа я вижу весь театр. Когда пишешь прозу, ты путешествуешь, а когда драму – это стоянка, бивуак, как писали в старинных книжках.

– Как создать живого драматического персонажа?

– Живого драматического персонажа вряд ли можно создать, все уже создано богом, надо брать у него взаймы. Ну такого, чтоб было интересно, как сделать?.. Лучше взять неудачника и, короче говоря, он должен чего-то хотеть, ликовать и отчаиваться. Хорошо бы дать ему в друзья врага и в финале как-то поменять его характер и умонастроения и т.д. Ему нужна сверхзадача – стремление к бескорыстной мечте. И так, чтобы в финале он реально проиграл, но мы-то понимаем, что он выиграл.

– Сколько зарабатывает успешный драматург? Не выгоднее ли заниматься сценариями?

– Успешный драматург прилично зарабатывает. Михаил Рощин говорил, что в советское время самыми богатыми были «теневики» и драматурги. Как всякий бедный человек, я люблю считать чужие деньги. Ну так вот, процент драматурга за спектакль где-то шесть процентов. Общий сбор за хороший средний спектакль в России — двести пятьдесят тысяч, ну примерно… а так я думаю, что больше даже. Спектакль идет два раза в месяц. Скажем пять процентов от пятисот тысяч (мне так легче считать) это двадцать пять тысяч. А теперь прикиньте, если ваша пьеса идет хотя бы в десяти из многих тысяч театров по всей России. Это четверть миллиона в месяц. А еще не забывайте, что за премьеру вашей пьесы театр разово выплачивает минимум триста тысяч. Кайф!

В полном тексте вы найдете ответы на вопросы о том, насколько сильно итоговая театральная постановка отличается от оригинального текста и авторских интерпретаций, консультируется ли театральная команда с автором во время постановки пьесы, какова роль драматурга в театре будущего... (перейти)