Студенты Литинститута на постановке «Мы росли на 4-ой Мещанской»

Саленко Ольга Юрьевна
Апр 28 2025
Ольга Юрьевна Саленко и студенты Литинститута

1 апреля – день памяти Евгения Александровича Евтушенко. С 1952 года поэт связан с историей Литинститута. Его яркая творческая личность до сих пор тема и даже противная сторона в поэтической дискуссии для наших студентов.

Творческое объединение «Товарищи», режиссеры Наталия Боровская и Андрей Батуев, режиссер по пластике Нина Ермолаева, сделали яркую драйвовую постановку со студентами театральных вузов и артистами Театра юных москвичей «Мы росли на 4-ой Мещанской». В основе инсценировки первый и совсем небольшой рассказ-автофикшен Евгения Евтушенко «Четвертая Мещанская», опубликованный в «Юности» в 1959 году.

1 апреля 2025 группа студентов 2 и 3 курса по приглашению продюсера Юлии Палеевой посмотрела спектакль в Государственном музее Владимира Высоцкого. Вступительное слово радиожурналиста-просветителя перед началом действия с каждой минутой усиливало желание смотреть спектакль. И он начался энергично, на сцене, сразу оказался весь состав, приковав к себе энергичными движениями, танцем и размашистой сценографией (в рамках сцены музея Высоцкого).

На этой тихой улочке,

где бродит столько пар,

когда-то с кремом булочки

тебе я покупал.

Поначалу действие походило на литературные чтения, актеры произносили текст от третьего лица, даже когда реплики шли «от себя». Однако постепенно, незаметно, но верно эпизоды линий жизни пяти основных персонажей (Риммы, Розы, Степана, Коки и рассказчика), проведенные пунктиром, сложились в драматические события, а высокая трагичность смерти Розы отозвалась в развязке любовной коллизии Риммы, Пети и Степана: «Жизнь жестоко напомнила ей о том, что она, жизнь дается только один раз и что нельзя лгать самой себе в своей единственной жизни».

Штрихами набросанные автором портреты-силуэты жителей «Четвертой Мещанской, дом семь» на сцене воплотили 11 актеров. Автор инсценировки, режиссёр-педагог Наталия Боровская с молодыми актерами нашли любопытный ход – разложить линию Риммы, ведущую женскую роль, на несколько исполнительниц. Такое решение сделало персонажа более объемным, а зрителю, в свою очередь, стало интереснее следить за сменяющимися по ходу действия воплощениями-прочтениями.

... А после спектакля выпала возможность поговорить о постановке с режиссерами и актерами (не представляю, как можно сразу после спектакля им было переключиться на обсуждение?! Удивительно, но факт).

Спасибо всему творческому коллективу за яркие впечатления!

Саленко Ольга Юрьевна,
доцент кафедры русской классической литературы и славистики

Атмосферное фото

«Меня сначала окатило волной чрезмерного позитива, какой-то пестроты, криков, нарочитой радости и веселья. Захотелось спрятаться. Но потом пошел сцендвиж (классная хореография!), история любви, судеб, и меня увлекло. Я прониклась. Я прочувствовала.

Не знаю, насколько возможно приглушить начало, сделать его поскромнее и потише... да и нужно ли.
Но это буйство красок меня действительно мгновенно сразу утомило.
В остальном - все чудесно. И никакие кеды-конверсы не испортили процесс моего погружения в желаемую Оттепель. Я была искренне увлечена вещами куда более важными (ребята молодцы, хорошо держали ответ, и все сказали по делу: это не документалка, чтобы цепляться к деталям, а театр, с презумпцией условности)

Большое спасибо актерам за труд!
Большое спасибо Ольге Юрьевне за возможность увидеть этого труда

результат ♥

Юля Бескова

«Замечательный спектакль. В студийных спектаклях всегда есть дух единства и какой-то семейности. Спасибо ребятам, что погрузили нас в оттепель, в это светлое беззаботное время».

Ника Смирнова

«Ребята очень заряженные, с «огнем» в глазах, прекрасно живут на сцене и взаимодействуют друг с другом. Актеры несмотря на свой юный возраст смогли передать «дух времени» Евтушенко, атмосферу 4-ой Мещанской, вмиг превратиться из простых ребят в серьезных взрослых, что очень круто! Невольно становишься участником событий, которые происходят на сцене: переживаешь вместе с Риммой, Степаном, Розой и др.

Желаю каждому творческих успехов!»

Лена Храмова

«Вступительное слово слишком затянуто, потому что пришедший на спектакль зритель либо будет знать, кто такой Евгений Евтушенко, либо не будет в этом особо заинтересован. Можно было остановиться на 2-5 минуте, не затягивать на 15 минут. Прием с разделением Риммы на трёх актрис очень интересный, но не работает, потому что разделения других образов не происходит при всей их многогранности. Потрясающе получился образ Розы.

Для студенческого театра спектакль сделан очень классно! Кеды актрис отлично сочетаются с элементами контемпорари. Если бы разделение образа Риммы было поддержано ещё другими персонажами, стало бы совсем замечательно!»

Даша Грибовская

«Спектакль невероятно поднимает настроение и завлекает с самых первых минут действия! Артисты прекрасно выглядят и ведут себя на сцене, игра вызывает сочувствие и глубоко трогает. Очень нравится, как проведена работа с текстом и как этот текст преподнесён – ощущаешь участие в живой беседе с автором при помощи актёров; становишься не только свидетелем, но и соучастником сценического действия, так как чувствуешь единство и близкий контакт с героями постановки :) Огромное спасибо актёрам и всем причастным к работе над спектаклем за испытанные эмоции и за воссозданную живо и детально атмосферу произведения и оттепельного периода в частности!»

Маша Чичёткина

«1 апреля мы с Ольгой Юрьевной Саленко посетили спектакль по рассказу Евгения Евтушенко (или, как он сам подписывался, Евг. Евтушенко) «4-я Мещанская». 

Актеры и режиссер выбрали формат литературного спектакля, где каждый актер был строчкой Евтушенко. Была проделана действительно колоссальная работа, чтобы добиться эффекта единения, где, определенно, есть действующие персонажи, но ни один не выпадает из общего пазла. 

В общежитие мы возвращались дружной компанией и каждый говорил, как он хочет поскорее доехать, сесть у себя в комнате и срочно написать что-то такое же душевное и вечное, как и этот рассказ, а потом обязательно принять участие в фестивале драматургов и поставить на сцене что-то такое же единое для всех и для каждого, чтобы и всех зрителей и читателей на душе оставалось послевкусие праздника и любви к жизни».

Даша Шиденко