«Жаждущий гармонии посреди мирового хаоса»: Геннадий Красников памяти Михаила Молчанова

Красников Геннадий Николаевич
Сен 19 2024
В «Литературной газете» опубликована статья руководителя творческого семинара в Литинституте Геннадия Николаевича Красникова памяти выпускника Литературного института Михаила Молчанова.
Скриншот

12 сентября 2024 не стало замечательного русского поэта Михаила Молчанова. Поэт родился в 1945 году в Москве. Окончил Московский энергетический институт и Литературный институт имени А.М. Горького, семинар поэта фронтовика Николая Старшинова.

Автор книг стихотворений «Долгота дня» (1985), «Групповой автопортрет» (1990), «850. Венок венков сонетов» (1997), «Стройный беспорядок» (2015) и других. Стихи опубликованы в антологиях «Русская поэзия. ХХ век», «Русская поэзия. XXI век», «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!..» и др. Был автором «Литературной газеты», в которой в начале нового века некоторое время вёл авторскую рубрику на знаменитой юмористической «16-й полосе».

Я несколько десятилетий (ещё со времён нашего с Николаем Старшиновым «молодогвардейского» альманаха «Поэзия») знал Михаила Молчанова. Он был одним из самых ярких и остроумных авторов в юмористическом разделе альманаха, публикуя свои иронические стихи под именем Ефима Самоварщикова – вымышленного литературного героя, современного Козьмы Пруткова, за которым скрывался большой коллектив талантливых поэтов-юмористов.

Мне всегда нравился своей оригинальностью и честностью, по-мальчишески наигранно грубоватый, независимый ироничный характер поэта, хорошо знакомый мне по бедному послевоенному детству рабочих посёлков и окраин. Все прошедшие годы, в разные драматические периоды новейшей истории нашей страны, я, по возможности, следил за тем, что пишет и чем занимается Михаил Молчанов. Его поэтический взгляд, его остро отточенное слово, его умение с улыбкой (хоть и горькой!) сказать о серьёзных вещах, – всегда приоткрывали какую-то очень нужную правду, не замечаемую другими в реальной жизни. Знаю, как в трудные годы после развала страны, чтобы выжить – поэт Молчанов вместо занятий литературным творчеством стал книгоношей, офеней, – продавал книги, благо, в то время ещё оставалось дикое (ныне вымирающее!) последнее племя читателей!..

Долгое время знал и ценил Молчанова в основном как представителя смеховой культуры, автора блестящих иронических стихотворений. И вдруг поэт открылся для меня неожиданной стороной: оказалось, Молчанов не только иронический поэт, но и сатирик, публицист, лирик, моралист-дидактик, историк, просветитель, философ… По спрессованности и экспрессивной калейдоскопичности содержания его стихи как бы приближались к жанру «опытов», которые вольно или невольно воспринимаются в философском ключе то от частного, очень личного – к общему, то от жестокого, часто несправедливого общего – всё к тому же личному, живому и страдающему, весёлому и грустному.

Читать далее...