Жизнь – Родине, честь – никому. Геннадий Красников о поэзии фронтовиков

Красников Геннадий Николаевич
Мар 4 2020
К 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в «Литературной газете» открыта серия публикаций «Военный архив». Продолжается серия стихами фронтовых поэтов Юлии Друниной, Ольги Берггольц, Вероники Тушновой, Галины Бедновой – с предисловием Геннадия Красникова.

Особая тема – женщины на войне. Женщины-поэты. Об одной из них, Веронике Тушновой, поэт-фронтовик Марк Соболь писал: «Она была ошеломляюще красива!.. На Первом Всесоюзном совещании молодых писателей мы чуть ли не поголовно были в неё влюблены. А нас она воспринимала, в общем-то, на равных. Дело в том, что Вероника была удивительным другом. Не то чтоб «свой парень» – ни в коем случае, для этого она была слишком женщиной, – а какой-то надёжнейший человек. Бывшая фронтовая медсестричка; вспомним полузабытый термин: «сестра милосердия».

Другой фронтовик, поэт Михаил Дудин, вспоминал Ольгу Берггольц: «Она была голосом блокадного Ленинграда, пеленгом мужества, загадочной духовной сутью Победы, живущей во глубине глубин душ измотанных голодом и бомбёжками ленинградцев. И время выбрало именно её говорить обо всём этом со всем миром «по праву разделённого страданья», как она сама в этом призналась спустя несколько лет».

При воспоминании о Юлии Друниной первое, что крупно и рельефно выступает из памяти, – это её характер. Характер, иногда как будто бы даже превышающий человеческие силы. Чувствовалась энергия решительности, готовности к немедленному действию, поступку, что вообще свойственно фронтовому поколению, принадлежностью к которому она дорожила свято и чисто.

В её стихах нет зазора между автором и лирическим героем. Вспомним знаменитое четверостишие «Я только раз видала рукопашный…». Здесь всё – обжигающая правда, всё – о себе, никаких мистификаций, художественных вымыслов. Даже дата под стихотворением – 1943 год – есть факт не только биографии, но и поэзии, дата – как неопровержимый документ эпохи. Не случайно, когда снимался фильм С. Ростоцкого «А зори здесь тихие», молодые актрисы, чтобы почувствовать камертон искренности и достоверней войти в образ своих героинь – девчонок-солдат, со слезами на глазах читали военные стихи Друниной. Из её строк с фотографической точностью можно узнать, какая мера напряжения, страдания и ужаса выпала в юности на долю женщин, наших матерей, какой страшной беде заглянули они в глаза. Достоверность её стихов подтверждена и тем, что Юлия Друнина была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Фронтовики знают, каков вес этих наград на войне, не каждый мужчина удостаивался подобного признания ратных заслуг. Лишь после второго ранения, в конце 1944 года, Друнину окончательно демобилизовали. Хотя демобилизованной из солдатской юности она никогда себя не считала. Завещанием грядущим поколениям звучат её исповедальные, очень личные слова: «Жизнь – Родине, честь – никому».

Но когда предательски обрушили её страну, когда были преданы идеалы, за которые положила жизнь её юность, – связь времён и даже эпох распалась. Всё было не просто забыто, а грубо и цинично брошено на безнаказанное поругание и осмеяние «лихим девяностым», словно с цепи сорвавшейся прозападной либеральной пятой колонне, во многом опередившей и даже превзошедшей Запад, распинающий под кровавым терновым венцом нашу Победу, нашу Родину. Последние стихи Юлии Друниной, написанные незадолго до ухода из жизни, начинались словами: «Безумно страшно за Россию...»

Читать дальше...