Алексей Небыков. В День танца – интервью с балетмейстером Мариной Егоровой

Апр 29 2020
29 апреля 2020, в Международный день танца, на портале «Pechorin.net» вышло интервью аспиранта Литинститута Алексея Небыкова с главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски имени В. С. Локтева Мариной Игоревной Егоровой.

В день Международного праздника танца Литературный проект «Pechorin.net» представляет интервью с Мариной Игоревной Егоровой - Главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски имени В. С. Локтева, заслуженным работником культуры РФ. Работает в Ансамбле с 1982 года, окончила школу-студию при Государственном Академическом ансамбле народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева, Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза.

Ансамбль имени Локтева - это единственный в мире детский коллектив со своей уникальной историей, школой и традициями, состоящий из хора, оркестра и хореографической группы.

– Лев Толстой в романе «Война и мир» через русский танец Наташи Ростовой после охоты раскрывает черты ее характера. Она является девушкой из высшего света, которой, тем не менее, присуще необычайное чувство народности. Исполняя танец, она демонстрирует «дух и приемы <…> те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». Якоб Штелин в XVIII веке писал: «Во всём танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской». Расскажите всё же, какой он русский танец? Что для него характерно? Чем он так сильно отличается от других народных танцев? Можете посоветовать какие-то книги о русском народном танце нашим читателям?

– Русские танцы очень разноплановы и многогранны, они отличаются и по характеру исполнения, и по использованию танцевальной лексики. Но все они имеют характерные черты: это широта движений, удаль, особенная жизнерадостность, лиричность, сочетание скромности и простоты с чувством собственного достоинства. Многие выдающиеся мастера и исследователи русского народного танца оставили нам богатое творческое и литературное научное наследие. Среди них – Т. А. Устинова, Т. С. Ткаченко, К. Я. Голейзовский, А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. А. Горский, О. Н. Князева, А. А. Климов, А. А. Борзов, Н. И. и Н. А. Заикины и другие.

<...>

– Сегодня Ансамбль песни и пляски имени Локтева - это единственный в мире детский коллектив со своей школой и традициями, состоящий из хора, оркестра и хореографической группы. Расскажите об этом поподробнее, об уникальной хореографической и сценической подготовке, которая позволяет выпускникам продолжать обучение в ведущих профессиональных хореографических учебных заведениях. В каком возрасте ребята приходят в Ансамбль и когда начинают выступать на крупных концертных площадках?

– Ансамбль Локтева – явление уникальное и, по-моему, реально возможное только в нашей стране. На сцене лучших концертных залов России и зарубежья только дети – хор, оркестр, хореографическая группа. А концерт, как у взрослых, в два отделения. Зал всегда полон – родители, бабушки, дедушки, школьные друзья, учителя, просто любители детского творчества со своими детьми, бывшие участники Ансамбля.

В Ансамбле дети начинают заниматься с 6 лет, два года длится подготовительный этап обучения, изучаются основы классического и народного танца, пластики, ритмики, партерной гимнастики, а также осваиваются элементы танцев из репертуара Ансамбля. К концу второго года обучения многие дети уже участвуют в большом концерте. Репертуар Ансамбля довольно сложный технически, поэтому и программа обучения очень насыщенная. Справляются только самые трудолюбивые, старательные и упорные.

Многие дети продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях, таких как Московская Государственная Академия Хореографии, Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, школа-студия при ГААНТ им. И. А. Моисеева, хореографическое училище при Московском Государственном Академическом театре танца «Гжель», Московское Государственное хореографическое училище имени Л. М. Лавровского, школа-студия МХАТ, высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, поступают на работу в Государственный Академический ансамбль народного танца имени И. А. Моисеева, Государственный Академический ансамбль «Березка», Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова, Московский Государственный Академический театр танца «Гжель», становятся актерами театра и кино.

В этом учебном году хореографы ансамбля Д. Ю. Берко., О. П. Волкова и М. И. Егорова получили благодарность от ректора Московской Государственной Академии Хореографии М. К. Леоновой за вклад в развитие культуры и образования, за внимательное отношение к талантливым детям и поддержку юных дарований, за подготовку воспитанников к поступлению в МГАХ.

– Ставить хореографию на взрослых непросто. А что касается детей, легко ли найти с ними общий язык, как вдохновить на творчество, научить преодолевать трудности? Я знаю, что вы пришли в Ансамбль ещё маленькой девочкой и всё свое детство занимались в нём. А теперь преподаете. Расскажите, что за удивительная атмосфера создаётся на занятиях для ребят, которая побуждает их связывать взрослую жизнь с Ансамблем, приводить в него своих детей и внуков?

– Мне кажется, в детях природой заложено творческое начало. Им чужда рутина повседневной обыденной жизни. Детям свойственно шалить, изображать что-то, они не могут сидеть на месте. Нужно просто эту энергию правильно направить, заинтересовать, объяснить, для чего это важно и нужно, к чему мы должны прийти в итоге нашей совместной работы. И в постановочной работе очень важно это использовать. Дети всегда должны понимать, что они делают, для чего, зачем, и что получится в результате этого труда. Им нравится выходить на сцену, получать аплодисменты публики, слова одобрения родителей и, самое главное, своих педагогов. Им нравится, когда в результате кропотливого труда и творческого подхода у них начинает получаться то, что вначале они сделать не могли.

<...>

– Во время Великой Отечественной войны (с декабря 1941 года и до конца войны) неэвакуированные из Москвы девчонки и мальчишки – участники Ансамбля - под руководством Владимира Сергеевича Локтева выступали перед ранеными в госпиталях, давали концерты на линии фронта, иногда солдаты сразу после выступления ребят уходили на передовую. 17 участников Ансамбля были удостоены медали «За оборону Москвы». Карантин спутал все планы, очевидно, что запланированный праздничный концерт Ансамбля не состоится. Тем не менее, расскажите, какая предполагалась программа, какие песни и танцы вошли в неё?

– Конечно же, в этом году мы собирались посвятить отчетный концерт ансамбля 75-летию Великой Победы, исполнить вокально-хореографическую композицию «Великой Победе посвящается», флотский танец «Юнги на корабле», песни военных лет, премьеру этого года – вокально-хореографическую сюиту «Сердце Кавказа». Большое разочарование постигло наших малышей, которые под руководством балетмейстера и выпускницы Ансамбля, заслуженной артистки РФ О. П. Визирякиной готовили полечку «Учись танцевать» (постановка С. Э. Стрельцовой). Будем надеяться, что, как только закончится период самоизоляции, и мы вернемся в наши классы, мы подготовимся и исполним все, что запланировали.

<...>

– Мы живём в эпоху неограниченного контента. Информации так много, в том числе, и хореографической, что лучше довериться вкусу профессионала. Посоветуйте нашим читателям лучшие народные постановки, ансамбли народных танцев или танцовщиков, с творчеством которых обязательно нужно познакомиться.

– Лично для меня эталонный коллектив – это, конечно, Государственный Академический ансамбль народного танца имени И. А. Моисеева. Постановки И. А. Моисеева – это шедевры хореографии мирового масштаба. Конечно достойных коллективов немало - Государственный Академический ансамбль «Березка», Национальный заслуженный Академический ансамбль народного танца Украины имени Павла Вирского, Государственный академический ансамбль народного танца Молдавии «Жок», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Московский Государственный Академический театр танца «Гжель». Во многих странах мира, в республиках стран СНГ, в республиках нашей многонациональной России существуют ансамбли народного танца, каждый из них по-своему самобытен и интересен. Ежегодно в Государственном Кремлевском Дворце проводится Всероссийский фестиваль народного искусства «Танцуй и пой, моя Россия!», в котором принимают участие лучшие академические коллективы страны, являющиеся культурным достоянием России, и для нас большая честь быть постоянным участником этого фестиваля.

Читать полностью...