Алексей Варламов: «Хочу установить памятник Платонову с метлой»

Варламов Алексей Николаевич
Ноя 22 2022
Специально для корреспондентов газеты «Вечерняя Москва» ректор Алексей Варламов провел экскурсию по обновленному Литинституту.
Ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов показал, как здания вуза выглядят снаружи и внутри после масштабной реставрации / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

В зданиях Литературного института имени А. М. Горького завершилась многолетняя реставрация. Объект уже сдали в эксплуатацию, скоро там возобновятся занятия. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывала в обновленных корпусах вуза еще до возвращения студентов и преподавателей. Экскурсию по помещениям провел ректор Литинститута писатель Алексей Варламов.

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, сложно не обратить внимание на величественное светло-желтое здание с белыми колоннами, стоящее чуть в глубине двора, между двух флигелей. Дом украшают массивные дубовые оконные рамы. Это здание Литературного института имени А. М. Горького, известное еще как Дом Герцена. Усадьба, в которой сегодня расположен вуз, является памятником архитектуры федерального значения.

С 2017 года в усадьбе проходит реставрация. Перед специалистами стояла сложная задача — не нарушить аутентичный облик здания, но при этом сделать корпуса Литературного института соответствующими современным стандартам.

Около входа в университет меня встречает ректор Литинститута Алексей Варламов. Во дворе, перед зданием, первым делом обращаю внимание на памятник Александру Герцену.

— Наши студенты считают его своим покровителем. Чтобы успешно сдать экзамен или зачет, они обязательно приходят сюда и прикасаются к его ботинку, — с улыбкой замечает Алексей Варламов. — Я хочу установить на территории Литинститута еще один памятник — Андрею Платонову. Городские легенды гласят, что, переехав сюда в 1931 году, он работал дворником. Вокруг этого народ сложил множество литературных анекдотов. Несмотря на то что Платонов действительно прожил здесь 20 лет, история с его подработкой — абсолютный вымысел. Но теперь мне хочется установить во дворе института памятник Андрею Платонову с метлой в руках, который будто «выметает» нерадивых студентов или иллюстрирует, что будет с теми, кто плохо учится.

Главное здание Литинститута построено в стиле русского ампира. Прямо под крышей замечаю барельеф — белые объемные фигуры мифического покровителя искусств Аполлона и его неизменных спутниц — муз, олицетворяющих все виды творчества.

Алексей Николаевич приглашает внутрь, в Главный корпус. Спускаемся на цокольный этаж и оказываемся в помещении с арочными сводами XVIII века. При реставрации специалисты расчистили сохранившуюся с тех времен кладку. Ее видели еще известные деятели русской классической литературы, которые жили здесь: Осип Мандельштам, Юрий Олеша, Андрей Платонов и другие.

<...>

А еще в вузе есть собственное издательство. Привезенные оттуда свеженапечатанные книги пока лежат в стопках прямо в коридоре. На обложке верхнего тома красуется надпись «Антология современного монгольского рассказа».

— Мы плотно сотрудничаем с монгольскими писателями. Многие из них учились здесь в советское время, — с гордостью поясняет Варламов. — Черновой перевод этого издания готовили наши выпускники. А преподаватели и студенты занимались художественной обработкой текста. Это наш совместный проект.

Издательская деятельность здесь действительно активно идет: в вузе выпускают «Вестник Литературного института» и студенческий альманах «Тверской бульвар».

Поднимаемся на первый этаж и оказываемся в обновленном конференц-зале. Помещение небольшое, очень уютное. Сцену с красным занавесом обрамляют две колонны с изящными капителями. Они — безмолвные свидетели ярких выступлений Александра Блока, Николая Гумилева, Сергея Есенина и Владимира Маяковского. По периметру потолка развешаны люстры с хрустальными кристаллами, стилизованные под старину. Стены кажутся пустыми, но это ненадолго — вскоре сюда вернут барельефы с портретами писателей, которые в свое время читали свои произведения в стенах Литинститута.

По крутой лестнице с изящными коваными перилами, украшенными растительным орнаментом, поднимаемся на второй этаж усадьбы. Попадаем в учебные аудитории. В них еще стоит запах новой, только что распакованной мебели. Аудитории готовят для студентов: расставляют парты, развешивают экраны с проекторами, чтобы можно было изучать архивные видеоматериалы, устанавливают кафедры для преподавателей и докладчиков на семинарах. Сейчас, без студентов, институт поражает тишиной и спокойствием, невозможными для активного творческого образовательного процесса, ведь он подразумевает горячие дискуссии.

В коридорах обращаю внимание на пандусы. Оказалось, они появились в процессе реставрации, ведь по современным стандартам любой институт должен быть приспособлен для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы попасть в другой корпус, нужно снова выйти на улицу и пройти через двор. Выходим. У калитки замечаю красный туристический автобус.

<...>

...Мы отправляемся в следующее здание, принадлежащее Литинституту, — усадьбу Яковлевых. Мое внимание привлекают большие окна с полукруглыми завершениями на первом этаже здания.

— Раньше там стояли кареты и повозки. А еще, как и в любой усадьбе XIX века, здесь были конюшни. Во время реставрации им вернули первоначальный облик — раньше здесь был надстроен этаж с хозяйственными помещениями, который через столетие снесли. Сейчас эту надстройку вернули, благодаря чему появились новые учебные площади, — говорит Алексей Варламов, и мы вместе направляемся внутрь здания. Начинаем осмотр со второго этажа. Здесь находится так называемая зона рекреации. В просторном фойе вдоль стен расставлены удобные мягкие диваны и кресла, где будут отдыхать студенты. А особый уют помещению придают комнатные растения, расположившиеся в горшках на подоконниках: крупнолистные фикусы, изящные фиалки...

— За цветами ухаживают сотрудники вуза на добровольных началах. Эту зону они с нежностью называют «Зимний сад», — добавляет Алексей Варламов.

За стеклянной стеной — учебные аудитории. Ряд классических помещений с расставленными внутри партами разбавляет современная телестудия. Она оборудована по последнему слову техники.

<...>

Снова возвращаемся во двор. На этот раз отправляемся в правый флигель — корпус № 1. Отличительная особенность этого здания — мелкая расстекловка окон. Они поделены рейками на множество мелких ячеек.

Этот флигель в стиле модерн построили в конце XIX века по проекту архитектора Александра Каминского.

— До войны здесь располагались общежития и писательские квартиры. Именно здесь жили Осип Мандельштам, Михаил Пришвин, Даниил Андреев и Андрей Платонов. Сейчас это учебные корпуса, и планировка здесь уже современная, разработанная для учебных аудиторий.

Со стороны внутреннего дворика, у входа в корпус № 1, на внешней стене здания висит мемориальная доска, посвященная Даниилу Андрееву. Поэт изображен в расходящихся от его головы полукругах, делающих его лицо более выразительным.

— А со стороны Тверского бульвара на этом же здании можно увидеть мемориальные доски Осипу Мандельштаму, Александру Герцену и другим писателям, — добавляет Варламов.

Чтобы войти внутрь, отворяю темные тяжелые двери из натурального дуба той же породы, что и оконные рамы. Двери украшены золотыми ручками с искусно вырезанным на них растительным орнаментом — шишками и листьями деревьев.

— Пришлось задержать сроки реставрационных работ, потому что мы очень долго не могли найти подходящие двери. Мы хотели, чтобы они были максимально похожи на те, которые были здесь установлены в начале XIX века, — отметил Алексей Николаевич, пропуская меня вперед.

Внутри, в первом же кабинете, обращаю внимание на роскошный паркет, выложенный сложным узором, похожим на кладку XIX века. В помещении стоит тяжелый запах дерева и лака, который еще не успел выветриться после реставрации. Стены здесь — светло-брусничные, яркие.

— Удивлены? — спрашивает Алексей Варламов, видя мою реакцию. — Такой цвет стен выбрали не случайно. Реставраторы точно подобрали оттенок, которым были выкрашены стены в этих комнатах изначально.

Заходим в кабинет декана заочного факультета Литинститута Людмилы Карпушкиной. Помещение украшает шикарный дубовый потолок, декорированный резными элементами, напоминающими стрельчатые арки готического собора.

— Здесь сохранились подлинные украшения из дерева. Это большая удача. Дело в том, что в советское время потолок «зашили» специальными плитками, которые скрывали всю эту красоту от посторонних глаз. Реставраторы же, сняв эти панели, увидели все великолепие интерьерного убранства и решили оставить оригинальный потолок открытым, — рассказывает Алексей Варламов.

Из кабинета можно выйти на небольшой балкончик и полюбоваться видом на Тверской бульвар, понаблюдать за торопливыми пешеходами.

Экскурсия по обновленному комплексу Литинститута завершается в левом флигеле, построенном в середине XIX века. В этом здании реставрация, по словам ректора, была минимальной.

— В будущем мы оборудуем здесь читальный зал. Сюда же перенесем кабинеты администрации вуза — помещения здесь небольшие, и полноценные аудитории в них разместить никак не получится, — объясняет Алексей Варламов. В этом здании тоже сохранились особенности интерьеров XIX века — оригинальные дверные притворы и резные тяжелые деревянные двери. От времени на узорах, украшающих их, немного потемнел лак. Во время восстановительных работ реставраторы не стали его счищать, решили оставить отпечаток времени.

В конце экскурсии заходим в кабинет Алексея Варламова. Здесь хранится настоящая историческая реликвия — диван, на котором родился сам Александр Герцен. Софа с изогнутой спинкой никогда не покидала стен этой усадьбы. Прикоснувшись к ней, кажется, будто здороваешься за руку со всеми, кто когда-либо посещал знаменитое здание, в котором на протяжении двух веков была сосредоточена жизнь литературной Москвы.

Читать полностью...