Алексей Варламов: «В Шукшине отразилась эпоха»

Варламов Алексей Николаевич
Авг 3 2019
26 июля 2019 в книжном магазине «Библио-Глобусе» состоялась презентация книги ректора Литературного института Алексея Николаевича Варламова «Шукшин» (серия ЖЗЛ).

25 июля исполнилось 90 лет со дня рождения писателя, актера, сценариста, кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Василия Макаровича Шукшина.

Портрет простого россиянина

Известный прозаик и историк литературы Алексей Варламов представил в «Библио-Глобусе» биографию писателя, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» и рассказал об истории создания этой книги.

Варламов в свое время писал о Платонове, Пришвине, Булгакове – людях, живших достаточно давно; писать о них ему было легче, так как не было уже той «ауры слухов», которая всегда возникает и сопровождает любую великую личность. И с Шукшиным, казалось, не будет никаких загадок, его секрет известен – необыкновенный талант. Предполагалось, что канву будущей книги составит «история одного успеха», победного восшествия на пьедестал славы.

Но, когда автор стал вникать в подробности биографии Василия Макаровича, оказалось, что все гораздо сложнее, трагичнее. За историей успеха обнаружилась собственная жизненная стратегия Шукшина: под образом простодушного, открытого, распахнутого человека, каким его воспринимают все, Варламов вдруг увидел совсем другую личность: скрытную, недоверчивую, «зашифрованную», с очень горькой судьбой, многими обидами, болями и горестями. В Шукшине оказалось столько разных человеческих качеств, свойств, черт…

Валентин Распутин написал однажды, что если бы «потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин».

В то время Алексей Варламов принял эту фразу за комплимент, завуалированную форму высокой оценки, ведь то же самое можно сказать о многих – Юрии Гагарине, Сергее Королеве, Льве Яшине, наконец, – мало ли замечательных русских людей было на нашей земле. Но Распутин оказался прав! Шукшин вобрал в себя все советские высоты и достижения, а также все ужасы и провалы того времени, – эпоха социализма, которой он принадлежал, отразилась в нем наиболее ярко. С одной стороны, его неизбывная ненависть к советской власти, отнявшей у него отца; с другой – благополучная внешне карьера, элитарный вуз, членство в партии, многие государственные награды. Простой крестьянский парень снимает кино - в какой еще стране это было возможно? В Шукшине, как ни в ком другом, отразилась эпоха.

В чем была особенность Шукшина в отличие от многих деревенских людей, приехавших в город «на жительство» и стремящихся как можно скорее забыть свою «деревенскость»? Писатель всегда гордился своим происхождением, испытывал обиду за русскую деревню.

Поразительна избранность Шукшина: благодаря случайному знакомству с Иваном Пырьевым загорелся стать режиссером, великий Михаил Ромм принял его в свою мастерскую во ВГИКе, он же по достоинству оценил его рассказы и предложил печататься; Шукшин учился на одном курсе с Тарковским, который порекомендовал его Марлену Хуциеву…

«Мое спасение в славе»

Как заметил Алексей Варламов, кинематографическая среда была Шукшину ближе, чем писательская и театральная; в его системе координат важнее было то, что он режиссер, а не писатель. Это очень соответствовало его натуре: вождь, сильный человек, лидер, готовый вести за собой. Недаром Шукшин восхищался личностью Степана Разина, этаким «режиссером крестьянского восстания» (хотел снять о нем фильм, но не удалось пробиться сквозь разрешительные преграды).

«Шукшин был очень славолюбивым и честолюбивым человеком. Он вкусил славы еще при жизни, что с русскими писателями, особенно в XX веке, случалось не часто. Есенин, Шукшин, Высоцкий – вот исключения», – рассказывает биограф.

«Мое спасение в славе», – писал Шукшин сестре, когда учился во ВГИКе, и для него это была не просто мечта, а нравственный постулат, вопрос жизни и смерти. В каждую проживаемую минуту он знал, что будет знаменитым, и это давало ему силы, волю, энергию для преодоления обстоятельств, которые были против него. И, видимо, он понимал, что писательский успех немного скрытый, а вот слава режиссера более наглядна.

Народное кино Василия Шукшина

Наставник Шукшина Михаил Ромм очень скоро понял, что «вылепить» из него ничего не получится – он такой, какой есть, и потерял к молодому режиссеру интерес, как будто отрезал его от себя. Но Василию опять повезло: попал на киностудию им. Горького к Сергею Герасимову, появился фильм «Живет такой парень».

Критики рассматривали картину как лирическую комедию, что очень не нравилось Шукшину. Он пошел в сторону в артхаусного кино, его «Странные люди» – сложная картина, деревенский неореализм, провалился в прокате. Тогда Шукшин сказал себе: «Узлом завяжись, но не кричи в пустом зале», вернувшись к традициям простого, открытого, народного кино.

Женщины в системе ценностей Шукшина

Такой вопрос задали Алексею Варламову из зала. «Из Шукшина сейчас пытаются сделать ловеласа и донжуана, но это вряд ли верно: женщины никогда не были у него на первом месте. Прежде всего – работа», – отвечает автор, припомнив фразу Василия Макаровича: «я сын, я брат, я отец». Социальная роль мужа была для него менее значима, хотя женщины очень любили Шукшина, он был просто страшно обаятелен.

Шукшин и Высоцкий

Эти два имени мы часто видим рядом, для нас они – свидетели одной эпохи, сформировавшие код этого сложного времени, каждый по своему: с одной стороны - деревенская проза, с другой – авторская песня.

В нашем представлении художники просто должны были дружить! Но Шукшин старше на девять лет – достаточно большая разница в возрасте, и, возможно, поэтому личных встреч и личной дружбы с Высоцким у него не было.

Варламов вспомнил даже, что, по некоторым свидетельствам, Шукшин очень ревниво относился к актерам, сыгравшим Гамлета (сам всегда мечтал об этой роли) и называл Высоцкого «Гамлетом с Плющихи». Но точно известно, что Высоцкий был на похоронах Василия Макаровича и написал песню «Памяти Василия Шукшина»:

Но, в слёзы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понёс,
Припал к земле, как верный пёс…
А рядом куст калины рос —
Калина красная такая.
Смерть самых лучших намечает —
И дёргает по одному.
Такой наш брат ушёл во тьму!
Не буйствует и не скучает.
Они с Шукшиным разминулись во времени…


Видеозапись презентации >>>