Андрей Василевский: «Формат толстого журнала приближается к черте исчезновения»

Василевский Андрей Витальевич
Янв 8 2018
Остается ли в наше время, в эпоху интернета, социальных сетей и «клипового мышления», место для толстого литературного журнала? Об этом корреспондент «Инвест-Форсайта» беседует с главным редактором легендарного журнала «Новый мир» Андреем Василевским.

– Андрей Витальевич, не все, наверное, знают (даже те, кто причастен профессионально к издательскому делу и литературе), что возглавляемый вами журнал, один из самых весомых литературных отечественных брендов, – это частное издание…

– В 90-е годы ушли от государства практически все журналы нашего формата, которые по традиции называют «толстыми». В советское время они были разного учреждения и подчинения, но частных среди них, понятно, не было. Кстати, «Новый мир» был создан в 1925 году вовсе не писателями, а ВЦИКом. Это было сделано с подачи тогдашнего главного редактора «Известий» Юрия Стеклова, который составил записку, что издательству было бы необходимо учреждение нового литературного издания, и оно родилась в качестве одной из составных частей тогдашнего, как мы бы сегодня сказали, медиахолдинга «Известия Советов народных депутатов», который много чего издавал. До «Нового мира» в 1923 году был создан «Октябрь» – он, видимо, старейший из ныне существующих литературных журналов. Симптоматично, что и «Октябрь» примыкал к большому издательству «Правда», и редакция его до самого последнего времени располагалась на улице Правды в Москве.

А гриф «органа Союза писателей СССР» у «Нового мира» появился лишь после войны, в конце 1940-х годов. Но, подчеркну, это никоим образом не сказалось на экономике издания. Потому что «Новый мир» как являлся структурным подразделением издательства, так им и оставался вплоть до начала 1990-х годов. То есть у него не было ни юридического лица, ни своего счета. Бухгалтерия была общая, известинская, отдел кадров тоже. Поэтому у главных редакторов журнала голова не болела ни о деньгах, ни о хозяйстве. Если мы сейчас почитаем рабочие дневники 60-х годов Александра Твардовского – самого яркого, пожалуй, главного редактора «Нового мира» – и вдумаемся, чем он занимался, в чем были его проблемы, то обнаружим примерно такое. Первое – что печатаем, а что нет. Второе – как «пробить» то, что считаем крайне важным для публикации, через Главлит и ЦК. Третье – кадровые вопросы, отношения с Союзом писателей. Всё. О материальном обеспечении, добыче денег для бумаги, типографии, зарплатах сотрудникам, разумеется, голова у главреда не болела.

Читать дальше...