Царство теней Максима Горького. Беседа с Анастасией Плотниковой

Талант Максима Горького выходит далеко за рамки писательского мастерства: он был журналистом, общественным деятелем, новатором и даже пионером кинематографа. В 1896 году, посетив один из первых киносеансов в России, писатель задумался о том, как новая форма искусства сможет изменить мир.
Горький не только размышлял о кино, но и активно участвовал в его создании: пытался организовать киностудию, писал сценарии и вдохновлял своими произведениями зарубежных режиссеров. Однако к экранизациям своих трудов автор при этом относился с осторожностью, считая, что кино должно искать собственный язык, а не копировать литературные тексты.
О том, какую роль кинематограф играл в жизни писателя, специально ко дню 95-летия издания «За рубежом» рассказала кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени Горького РАН Анастасия Плотникова.
Максим Горький – уникальная фигура в отечественной культуре. Очень импонирует определение, которое дал ему Борис Пастернак, – «океанический человек». Мне кажется, это очень подходит Горькому. Действительно, редко какую область мы можем назвать, которой бы Горький не занимался или не был в курсе происходящего в ней.
Разумеется, мы в первую очередь говорим о нем как о писателе. Горький – автор большого количества трудов. Он написал 25 томов художественных произведений, в его наследии есть и романы, и повести, и рассказы, и пьесы. Он, безусловно, был талантливым журналистом, выдающимся общественным деятелем, и это, возможно, не до конца исследованная область его деятельности.
Горький был интересным человеком. Его биография становилась источником вдохновения для очень многих литераторов, режиссёров и художников. Поэтому мы можем говорить и о его героях как о совершенно особенном явлении в русской литературе. До Горького на такой социальный класс обращали внимание, но никогда его представители не были столь субъектными, столь самостоятельными, никогда не отрекались сами от общества. Отверженные герои были, но сами герои Горького отвергают общество, отвергают мир и приобретают самостоятельность.
Давайте создадим контекст. Пусть это будет 1896 год. Кинематограф появляется в России, а буквально за полгода до этого он только-только родился.