Дада и сюр в «Горьком киноклубе»

Окт 8 2016
После летнего перерыва вновь заработал студенческий киноклуб - в новом формате, с новыми участниками и под новым названием. Предлагаем материал студенческого информационного центра о первом кинопоказе в этом сезоне.

«Горький киноклуб» провёл первый официальный кинопоказ пятничным вечером 7 октября. Встреча была посвящена двум направлениям кино первой половины XX века: дадаизму и сюрреализму.  Студенты посмотрели пять фильмов: «Ритм 21», «Диагональную симфонию», «Андалузского пса», «Кровь поэта» и «Оставьте меня в покое». После следовала традиционная дискуссия, и я побеседовала с её участниками.

Анастасия Инопина, куратор «Горького киноклуба»:

– Почему ты решила продолжить традицию киноклуба в нашем институте?

– Потому что люблю кино. И мне хотелось бы дополнить образование, которое даётся в Литературном институте. Не у всех студентов вырабатывается аналитический аппарат, поэтому мы организовали горизонтальное пространство, в котором можно обменяться мнениями, дискутировать. В Литинституте много консервативных тенденций, и многие считают, что кино вторично по отношению к литературе. Я согласна с Вальтером Беньямином, что после появления кино искусство совершенно изменилось. Мне хотелось вместе со студентками и студентами проследить историю развития кино: как оно развивалось внутри себя и как повлияло на другие виды искусства, в том числе на литературу.

– Как строятся обсуждения в клубе?

– После просмотра я или Анна Дудина задаём несколько наводящих вопросов. Начинаем с банального «понравилось или нет?», а в процессе обсуждения к этому сама собой прикрепляется более сложная аргументация. Иногда бывают неловки паузы, как во время любой дискуссии, но мы стараемся их устранить. Каждому даём возможность высказаться.

– По какому принципу вы выбираете фильмы?

– На данный момент хотим идти хронологически. Мы отмечаем явления в культуре, которые сильно повлияли на восприятие искусства и на наше мнение, что такое искусство. Чтобы хорошо разбираться в кино, нужно увидеть ряд таких поворотных картин. Ещё это частично связано с юридическими аспектами: администрация запретила показывать фильмы, на которые действует авторское право.

– Какой будет следующая встреча?

В следующий раз мы покажем «Кабинет доктора Калигари» и обсудим немецкий экспрессионизм, в который вылился дадаизм в Германии.

Мария Храмова, гость киноклуба:

– Как тебе идея киноклуба?

– Проведение таких вечеров – это хорошая идея. В обычной жизни на подобные фильмы пожалеешь время, для них нужна умственная работа - их нельзя просто посмотреть, посмеяться и забыть. В этом один из плюсов киноклуба – общее развитие. Мне понравилось, что куратор клуба Анастасия Инопина провела не то что вступительную лекцию, а сказала этакое вступительное слово перед фильмом, в котором пояснила, что такое дадаизм, сюрреализм, дала информационную справку о режиссёрах. Без этого было бы трудно смотреть. Киноклуб позволяет задуматься, порассуждать, высказать своё мнение, послушать мнения других людей. В целом это как семинар по культурологии.

– Как прошёл первый официальный киноклуб?

– Я думаю, что выбрали достаточно сложные фильмы для первого раза. Неискушённому зрителю сложно справиться с подобным информационным потоком. Мне, как человеку, который впервые услышал о дадаизме, вообще было непонятно, для чего это, что это вообще такое во время просмотра «Ритма 21» и «Диагональной симфонии». На каких-то моментах я даже чуть не уснула. Кинокартины в жанре сюрреализма мне были более понятны, так как я уже знакома с творческим методом Дали, его приёмами. Фильмы «Андалузский пёс», «Кровь поэта» и «Оставьте меня в покое» были похожи скорее на заснятые сны, в них всё казалось логичным, и, можно сказать, что мне даже понравилось.

Ангелина Очередко, участник киноклуба:

– Почему ты пришла в киноклуб?

– Мне интересно развиваться в сфере кино. И к тому же в афише были указаны фильмы, которые было бы здорово увидеть на большом экране.

– Значит, тебе интересны дадаизм и сюрреализм в кино?

– Сюрреализм – да. Мне кажется, он развивает нестандартное мышление. Это важно нам не только в литературной деятельности, но и в жизни, потому что во многих ситуациях требуется нестандартный подход.

– Какую из картин ты бы отметила?

– Я очень люблю Бунуэля, поэтому «Андалузского пса» могу смотреть тысячу раз. Открытием для меня стала картина «Кровь поэта».

– Кому будут интересны кинопоказы?

– Я считаю, людям, у которых уже есть сформированное мнение о кинопроцессе, первые кинопоказы могут показаться не слишком интересными – киноклуб запланировал познакомить Литинститут с культовыми лентами, которые должны знать все заядлые киноманы. Из этого вытекает их очевидная польза для начинающих.

– Как бы ты оценила дискуссию после кинопоказа?

– Чувствовалось, каждому участнику было что сказать, потому что подобные кинофильмы не могли не вызвать эмоции, но, к сожалению, диалог не всегда клеился. Возможно, нам не хватило оживлённости. Думаю, с большим количество мнений разговор был бы полнее.

Информацию о следующих показах можно найти в группе киноклуба: vk.com/bittercinema