Геннадий Красников: «Новелла Матвеева - милостью Божьей поэтесса»

Красников Геннадий Николаевич
Окт 7 2020
К 90-летию со дня рождения Новеллы Матвеевой в «Комсомольской Правде» вышло интервью Александра Гамова с доцентом Литинститута Геннадием Красниковым.
Новелла Матвеева. 1970-е годы.

7 октября исполняется 90 лет со дня рождения великой поэтессы, стоявшей у истоков бардовской песни.

– ...Ну, а теперь я тебя должен представить как человека, который близко знал Новеллу Николаевну, дружил с ней. И – как Геннадия Красникова – литературного критика, доцента Литературного института имени Горького. Геннадий, что для тебя значит имя Новеллы Матвеевой – в творчестве, в жизни, а теперь уже, после её ухода в 2016 году, и в истории русской литературы, какое место, на твой взгляд, она занимает в отечественной культуре?

– Новелла Матвеева – милостью Божьей поэтесса, ставшая знаменитой уже с первых своих книг «Лирика», «Душа вещей», «Ласточкина школа», «Река».

Она безусловный первопроходец в авторской песне, автор таких песенных шедевров, как «Цыганка-молдаванка», «Девушка из харчевни», «Какой большой ветер», «Дома без крыш», «Кораблик»...

– Да, их мы помним.

– И десятков других, разлетавшихся по всей стране – сначала на магнитофонных бобинах, а затем на грампластинках, звучавших с эстрады и в кинофильмах.

Новелла Матвеева – автор пьесы «Предсказание Эгля», с большим успехом шедшей в Центральном Детском театре. Любители литературы знают её и как тонкого, ироничного, оригинального эссеиста, критика, прозаика.

– Что связывало вас – двух людей разных поколений – «шестидесятницу» и представителя послевоенного поэтического поколения?

– За десятилетия нашей дружбы с Новеллой Николаевной и её мужем, прекрасным поэтом Иваном Семёновичем Киуру, к сожалению, рано ушедшем, я был редактором нескольких её книг, писал о ней, о её творчестве, составил с моим предисловием её биографическую книгу «Мяч, оставшийся в небе», публиковал беседы с нею.

В последнее время шла речь и о том, чтобы я написал её биографию для молодогвардейской серии «ЖЗЛ», где стали выходить и прижизненные биографии известных людей.

Увы, этому, в силу разных причин, не удалось сбыться, да и сам внезапный печальный уход Новеллы Николаевны прервал наши с ней планы.

Мы даже не успели довести до конца подготовку для печати её многочисленных Дневников, которые она взялась переписывать для будущего издания, но работа не была доведена даже до середины, да это и невозможно было из-за объёма материала, уже сейчас количество найденных её Дневников приближается к пятистам.

– Геннадий! Известно же, что «Комсомольская правда», в каком-то смысле, стала стартовой площадкой для поэтессы…

– Конечно же, в наших разговорах не раз возникала тема «Комсомолки», газеты, ставшей счастливым билетом в большую творческую судьбу Новеллы Николаевны.

– Давай, Гена, все же напомним, как это было...

– 1 ноября 1959 года в «Комсомольской правде» появилась огромная подборка стихотворений никому неизвестной тогда начинающей поэтессы Новеллы Матвеевой, наутро проснувшейся знаменитой на всю страну.

Читать полностью...