Год экологии в литературе. «Все во мне — и я во всем!»
В Литературном институте имени А. М. Горького прошла международная научно-практическая конференция «Образы природы в отечественной и мировой литературе», приуроченная к Году экологии в России.
Конференция проходила в два этапа.
6 декабря — день студентов и аспирантов, на котором выступили воспитанники вузов со всей России. 7 декабря проходили пленарные заседания, в которых приняли участие литературоведы и преподаватели из России, Украины, Армении и Великобритании.
На открытии выступил организатор конференции, заведующий кафедрой зарубежной литературы, профессор Литературного института Борис Николаевич Тарасов: «Искусство, литература, живопись берут природу в свои союзники и выражают через нее свои ценности», — напомнил он.
Он также поблагодарил всех участников и в том числе своего соведущего — доцента кафедры зарубежной литературы Михаила Николаевича Попова.
Невозможно было не вспомнить множество имен и произведений, так или иначе связанных с экологией и природой в целом. Это и «Слово о полку Игореве», и «Мертвые души», и знакомая всем пушкинская лирика, и тургеневские описания, и даже басни Крылова. Из зарубежной литературы сразу вспоминается символ романтизма — «Голубой цветок» Новалиса, образы животных и природы у Лондона и Киплинга, отношение к морю у Жюля Верна, Мелвилла и Байрона.
«Природа — сфинкс, уничтожающий человека всезнанием, — уверял профессор. — Тютчева природа манила своей всеобъемлемостью. Об этом и его фраза «Все во мне — и я во всем!».
А закончил вступительную речь Борис Тарасов стихами Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», которые были написаны за несколько дней до того, как поэт навсегда покинул родину.
Ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Елена Халтрин-Халтурина представила доклад «Мысленный пейзаж работы Вордсворта: о методах и приемах создания» на примере его поэмы «Прелюдия, или Становление сознания поэта», рассмотрев основные приемы изобразительных средств поэта «Озерной школы».
Следующей слово взяла Элеонора Баркова, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, выступившая с докладом «Экофилософия и художественная литература в перспективах развития мировой культуры», выразив мнение, что необходимо построение новой философской системы на основе литературных традиций для осмысления нашей связи с родной планетой.
Ирина Морозова, профессор РГГУ, представила доклад на тему «Природа в женском тексте Старого Юга», разобрав творчество нескольких американских писательниц с точки зрения описания ими флоры и фауны в своих романах.
Кирилл Чекалов из ИМЛИ РАН рассказал об образе Дуная в романах Жюля Верна. Любопытно, что сам Жюль Верн, как многим известно, по большей части был специалистом в изображении морской стихии, в то время как река, так или иначе, воспринималась как некое препятствие на пути главных героев. Тем не менее, в нескольких его романах присутствует обращение к моменту движения героев по реке как к процессу поиска своего жизненного истока.
Ирина Лунина, профессор МГОУ, представила материал на тему «Природа и человек в книге Мэри Хантер Остин «Страна маленького дождя» — наверное, один из самых подходящих докладов к Году экологии.
Среди проблем творчества Остин главное место занимает экология края и вопрос гармонии природы и цивилизации. Ее сравнивали с Генри Торо и Уильямом Берроузом, при этом отмечая оригинальность и специфичную манеру повествования при подаче уникального географического материала.
«Это роман о пустыне с точки зрения женщины, — говорит профессор. — Можно смело говорить об экофеминизме в книге».
В прозе автора причудливым образом соединяются пейзаж географический с пейзажем литературным: озера — глаза гор, ветра — питомцы небес. Звучит призыв автора вернуться к простой жизни тех, кто мыслит себя великим, потому что все — ничто по сравнению с величием природы.
Анастасия Гачева, ведущий сотрудник ИМЛИ РАН, выступила с докладом на тему «Образ природы в философском наследии Н. Ф. Федорова».
Предлагается в самом подходе к понятию «природа» различать два смысла: с одной стороны, понимать природу как совокупность всего существующего, то есть сотворенное Богом бытие, вверенное человеку на благое возделывание; с другой — тип и принцип, на котором зиждется в данном мире существование жизни, то, что называется природным порядком существования.
Русская литература, начиная с Ломоносова и Державина, была обращена к теме «Человек и природа», «Человек и бытие», где два этих направления мысли присутствуют постоянно. В одах Ломоносова и Державина — гимн бытию и природному универсуму, а после — гимн Человеку. Дальше это перешло в эпоху русского романтизма в произведениях Жуковского с его образами природы и софизма бытия, Тютчева, Фета — с их чувством лика мира и слитости с ним.
Но в принципе природного порядка картина реальности совсем другая. Бытие оказывается под дамокловым мечом смерти. Не восторг от бездны миров, как у Ломоносова в «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна», где человек как созерцатель мира чувствует свою сопричастность с миром и вселенной и радуется многообразию мира, которое раскинулось перед ним, а тютчевский «человек, как сирота бездомный» — обратная сторона бытия в огромном мире.
Конечно, здесь нельзя не вспомнить Тургенева, полнота образа природы как принципа существования у которого достигается в его знаменитом стихотворении в прозе «Природа»: образ железной женщины, перед которой нужно защищаться и что-то делать.
Русская литература и русская философия начинают собирать природу вокруг человека. Главная мысль Федорова:
«Природа нам враг временный, а друг вечный».
И в заключение слово взяла профессор Литературного института Галина Завгородняя, выступившая с сообщением «Символика пейзажной детали в стихотворениях А. Теннисона». «Именно пейзажная деталь с ее мифологической и библейской аллюзийностью раскрывает важную грань авторского замысла, — говорит профессор. — Пейзажи в стихотворениях бескрайние, разрывающие границы мироздания».
После выступления последнего оратора конференция разделилась по двум направлениям: основные участники продолжили говорить об образах природы в поэзии и мировой литературе на дневном пленарном заседании, а Байроновское общество при Литературном институте продолжило конференцию собственным заседанием отдельно от общей группы.