«Камерата»: на концерте итальянской музыки
10 марта 2024 в рамках литературно-музыкального салона «Камерата» студенты Литературного института посетили концерт Итальянской музыки в Рахманиновском зале Консерватории.
Своими впечатлениями поделилась студентка 2 курса Софья Перелыгина.
Язык единого. О концерте Итальянской музыки в Рахманиновском зале Консерватории
И вновь двери Рахманиновского зала гостеприимно открылись для студентов Литературного института. С помощью тщательного подбора музыкальных произведений, инструментов и фоторяда, транслируемого на экран над сценой, организаторам удалось провести слушателям-зрителям экскурсию по Италии: по разным городам и временам ее истории.
Неизменным провожатым выступил Денис Чефанов, доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а пару ему составила блистательная пианистка Татьяна Колесова, которая играла с такой самоотдачей, что каждая нота отражалась светом на одухотворенном лице. Их клавишный дуэт исполнил две музыкальные пьесы: открывающую и заключительную, создав композиционную симметрию.
На сцене в этот раз сменилось множество музыкальных инструментов – неизменными оставались лишь два рояля, которые будто пара рачительных хозяев принимали на своей сцене гостей. Каждый последующий номер сопровождался звучанием всё нового инструмента, от альта до кларнета, и лишь в финале некоторые приглашенные артисты вышли на сцену во второй раз.
Ярослав Лобов, заслуженный артист России, и его контрабас, настоящий кит среди рыб струнных инструментов, исполнили Концерт для контрабаса с оркестром си минор Джованни Боттезини, окутав аудиторию глубокими, подводными звуками контрабаса.
В руках Елизаветы Таныкиной и Арины Рабенковой, студенток Московской консерватории, гобой и кларнет – инструменты, внешне напоминающие закованных в металлические латы рыцарей, – не соперничали, но вторили один другому в парном пении.
Но помимо инструментальной музыки прозвучала музыка человеческого голоса. Артисты оперы выходят на сцену и держатся во время выступления с большим достоинством, чем другие музыканты: они сами музыкальный инструмент, в их горле спрятаны струны, по которым они бьют, не используя рук. Солист государственной капеллы им. В. Суданова Шанджун Цзян и народный артист России, солист Большого театра Олег Кулько на дивном итальянском исполнили «Катари» Сальваторе Кардилло и известную песню из оперы «Свадьба Фигаро» (бас Ш. Цзяна), а также «Запретную мелодию» Станислао Гастольдони (тенор О. Кулько).
Помимо признанных мастеров профессии, на концерте выступила и многообещающая молодежь: ученики Центральной Московской музыкальной школы и студенты Московской консерватории.
Выбор произведений для концерта и порядок их исполнения вновь напомнили зрителям о зыбкости любых ограничений: будь это ограничения территориального, национального или временного характера. Наравне с классическими произведениями Н. Паганнини и Дж. Боттезини были исполнены музыка Нино Роты из фильма Капполы «Крестный отец». Была сыграна пьеса Луиджи Дэнца «Фуникули, фаникуля» («Funiculi, funiсula»), посвященная открытию первого в мире фуникулёра в Генуе в 1854-м году. Прозвучала и сюита итальянского классика Феруччо Бузони «Будуар Турандот», в которой явно слышался мотив староанглийской мелодии Greensleeves.
Завершали вечер две пьесы Рахманинова, прозвучавшие в зале его имени. После роковой и элегантной «Тарантеллы», сотканной из звуков клавиш Д. Чефановым и Т. Колесовой, на сцену повторно были приглашены Александр Селиванов и Роман Павлий. В дань уважения С. В. Рахманинову они исполнили «Юмореску». Звуки умиротворяющего фортепиано, дразнящего баяна и сосредоточенного хорна объединились в маленький оркестр и закончили концерт ярким восклицательным знаком.
Софья Перелыгина