Киноклуб «Вслед за словом»: «Дон Кихот» Г. Козинцева (1957) и «Человек, который убил Дон Кихота» Т. Гиллиама (2017)

7 апреля 2025 прошла очередная встреча киноклуба «Вслед за словом» под руководством Елены Алимовны Кешоковой и Михаила Николаевича Попова. На обсуждение были вынесены фильмы «Дон Кихот» Григория Козинцева и «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама. Своими впечатлениями делятся студенты 2 курса.
Юлия Бескова
Очередное увлекательное обсуждение прошло у нас в понедельник 7 апреля в рамках киноклуба «Вслед за словом»! Рассматривали два фильма, как две стороны одной медали с лицом Рыцаря печального образа:
мечтательного «Дон Кихота» Григория Козинцева и безумного «Человека, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама.
Первый - вечная классика с узнаваемым сюжетом. Второй - современная картина и в прочтении, и в реализации. Удачная, на мой взгляд, попытка передать атмосферу и суть метаромана в виде метафильма! Для достижения этой цели была очень важна грамотная операторская работа и монтаж, правильная композиция кадра. Эти ломаные углы, рифма старых мельниц на фоне современных ветряков... И множество всего того, что позволило Гиллиаму с абсолютной серьезностью и невозмутимостью на лице погружать нас в сказку и вытаскивать за шкирку обратно.
Меня особенно прельщает, когда работа с литературным источником ведётся бережно и со всем уважением. Когда множество отсылок к тексту, образам и сюжету создают такой приятный эффект узнавания.
Спасибо Илье Соловьеву за подготовленный обзор на двух Дон Кихотов и даже больше - на фильмографии их режиссеров. Это позволило не только оценить экранизации великого романа Сервантеса, но и глубже понять специфику, стилистику и режиссерское видение создателей этих двух замечательных картин!
Елизавета Ласкавая
В этот раз главная тема обсуждения была выбрана благодаря инициативе моего однокурсника Ильи Соловьёва. Он сам захотел рассказать о картине «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама по мотивам романа Сервантеса. И я считаю, что возможность студентов самим выбирать работы, которые хотелось бы обсудить, делает киноклуб ещё лучше! Для меня по-новому открылся не только герой «Дон Кихота», но и сам режиссёр, Терри Гиллиам. Иногда случается так, что, зная хорошую работу, не знаешь автора, который её создал. До этого я была знакома с Терри Гиллиамом только по фильмам Монти Пайтона, а сегодня я узнала, что этот же человек был режиссёром прекрасной картины «Король-рыбак» 1991 года! И, если задуматься, выбор темы и почерк автора здесь легко считывается - в обеих историях в центре повествования блаженный безумец. И Дон Кихот, и Пэрри совмещают в себе как безумие, так и добродетель. Только Пэрри, будучи человеком, лишившимся ума по трагическим обстоятельствам, вдохновляет главного героя на добродетель, а Дон Кихот, неся в мир добродетель, становится безумцем в глазах окружающих его людей. Этот контраст впечатляет меня, и на самом деле даже сейчас, пока я пишу отзыв, я всё ещё думаю об этом. Это говорит о том, что встреча в киноклубе сегодня прошла очень плодотворно. Благодарна как организаторам, так и участникам.
Татьяна Шабалина
Мне понравилось сегодняшнее обсуждение: было довольно живо и активно! Фильм [Терри Гиллиама] тоже удивил: во время просмотра я до последнего была уверена, что всё происходящее - это заранее написанный сценарий, о котором не знает главный режиссёр, превратившийся в актёра - Тоби. Я думала, что все его приключения и сюрреализм происходящего тайно снимают для будущего фильма. Подтверждали мои догадки и некоторые сцены: например, сцена у водопада, когда Анхелику и Тоби снимает на камеру человек на коне, а затем быстро уезжает. Я удивилась, когда концовка оказалась абсолютно не такой. И это хорошо, на самом деле, что я не предугадала концовку - потому что это показывает истинный талант и креативность режиссёра.
Ольга Кравец
Очень понравилось мероприятие! Лит и преподаватели предоставляют возможность разной активности, никогда не ограничивают и только укрепляют наш интерес к разным сторонам искусства. Посетила киноклуб в первый раз, каюсь. Но было так приятно находиться в кругу единомышленников. Нет зажатости, нет страха «сказать/думать что-то неправильно», потому что «правильно всё». Замечательный доклад Ильи Соловьёва! Киноклуб поднял мне настроение.
Илья Соловьев
Давно известно, что Дон Кихот Ламанческий стал героем вечным, постоянно меняющим лики, но не меняющим своей сути. В 20 веке, особенно во второй половине, этот герой, как и сам роман Мигеля де Сервантеса, обрел вторую жизнь, так как в развернувшемся хаосе именно горящий безумием взгляд Дон Кихота мог прозреть истину, скрытую в человеке и человечестве.
С 1989 года аниматор, один из участников комик-труппы Монти Пайтон, Терри Гиллиам стремился воплотить в жизнь экранизацию великого романа Сервантеса. Пройдя сквозь 29 лет производственного ада и странствий в поисках подходящего образа, Гиллиам не утратил способности видеть мечтателей и чудаков в различных обстоятельствах.
Долгий путь в конечном итоге завершился тем, что он наконец-то снял фильм своей мечты, который уже и не надеялся снять.
Итогом поисков Гиллиама стал фильм «Человек, который убил Дон Кихота», который можно назвать наиболее близким к оригиналу, так как, несмотря на то, что действие перенесено в наше время, образы и персонажи, сотворенные пером Сервантеса, не потеряли своей актуальности, а стали только живее и искренней, так что без преувеличений можно сказать, что в ходе создания этого фильма Гиллиам сам отчасти стал Дон Кихотом - чудаком, чей взор устремлен в горизонт неизвестности, посреди которого стоят ветряные мельницы, таящие в себе сердца великанов.
Фоторяд подготовила Юлия Бескова