Киноклуб «Вслед за словом»: «Дон Кихот» Г. Козинцева (1957) и «Человек, который убил Дон Кихота» Т. Гиллиама (2017)

Попов Михаил Николаевич
Кешокова Елена Алимовна
Апр 14 2025
Скриншот

7 апреля 2025 прошла очередная встреча киноклуба «Вслед за словом» под руководством Елены Алимовны Кешоковой и Михаила Николаевича Попова. На обсуждение были вынесены фильмы «Дон Кихот» Григория Козинцева и «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама. Своими впечатлениями делятся студенты 2 курса.

Стоп-кадр


Юлия Бескова

Очередное увлекательное обсуждение прошло у нас в понедельник 7 апреля в рамках киноклуба «Вслед за словом»! Рассматривали два фильма, как две стороны одной медали с лицом Рыцаря печального образа: 

мечтательного «Дон Кихота» Григория Козинцева и безумного «Человека, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама. 

Первый - вечная классика с узнаваемым сюжетом. Второй - современная картина и в прочтении, и в реализации. Удачная, на мой взгляд, попытка передать атмосферу и суть метаромана в виде метафильма! Для достижения этой цели была очень важна грамотная операторская работа и монтаж, правильная композиция кадра. Эти ломаные углы, рифма старых мельниц на фоне современных ветряков... И множество всего того, что позволило Гиллиаму с абсолютной серьезностью и невозмутимостью на лице погружать нас в сказку и вытаскивать за шкирку обратно.

Стоп-кадр

Меня особенно прельщает, когда работа с литературным источником ведётся бережно и со всем уважением. Когда множество отсылок к тексту, образам и сюжету создают такой приятный эффект узнавания. 

Спасибо Илье Соловьеву за подготовленный обзор на двух Дон Кихотов и даже больше - на фильмографии их режиссеров. Это позволило не только оценить экранизации великого романа Сервантеса, но и глубже понять специфику, стилистику и режиссерское видение создателей этих двух замечательных картин! 

Стоп-кадр

Елизавета Ласкавая

В этот раз главная тема обсуждения была выбрана благодаря инициативе моего однокурсника Ильи Соловьёва. Он сам захотел рассказать о картине «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама по мотивам романа Сервантеса. И я считаю, что возможность студентов самим выбирать работы, которые хотелось бы обсудить, делает киноклуб ещё лучше! Для меня по-новому открылся не только герой «Дон Кихота», но и сам режиссёр, Терри Гиллиам. Иногда случается так, что, зная хорошую работу, не знаешь автора, который её создал. До этого я была знакома с Терри Гиллиамом только по фильмам Монти Пайтона, а сегодня я узнала, что этот же человек был режиссёром прекрасной картины «Король-рыбак» 1991 года! И, если задуматься, выбор темы и почерк автора здесь легко считывается - в обеих историях в центре повествования блаженный безумец. И Дон Кихот, и Пэрри совмещают в себе как безумие, так и добродетель. Только Пэрри, будучи человеком, лишившимся ума по трагическим обстоятельствам, вдохновляет главного героя на добродетель, а Дон Кихот, неся в мир добродетель, становится безумцем в глазах окружающих его людей. Этот контраст впечатляет меня, и на самом деле даже сейчас, пока я пишу отзыв, я всё ещё думаю об этом. Это говорит о том, что встреча в киноклубе сегодня прошла очень плодотворно. Благодарна как организаторам, так и участникам.

Стоп-кадр

Татьяна Шабалина

Мне понравилось сегодняшнее обсуждение: было довольно живо и активно! Фильм [Терри Гиллиама] тоже удивил: во время просмотра я до последнего была уверена, что всё происходящее - это заранее написанный сценарий, о котором не знает главный режиссёр, превратившийся в актёра - Тоби. Я думала, что все его приключения и сюрреализм происходящего тайно снимают для будущего фильма. Подтверждали мои догадки и некоторые сцены: например, сцена у водопада, когда Анхелику и Тоби снимает на камеру человек на коне, а затем быстро уезжает. Я удивилась, когда концовка оказалась абсолютно не такой. И это хорошо, на самом деле, что я не предугадала концовку - потому что это показывает истинный талант и креативность режиссёра.

Стоп-кадр

Ольга Кравец

Очень понравилось мероприятие! Лит и преподаватели предоставляют возможность разной активности, никогда не ограничивают и только укрепляют наш интерес к разным сторонам искусства. Посетила киноклуб в первый раз, каюсь. Но было так приятно находиться в кругу единомышленников. Нет зажатости, нет страха «сказать/думать что-то неправильно», потому что «правильно всё». Замечательный доклад Ильи Соловьёва! Киноклуб поднял мне настроение. 

Стоп-кадр

Илья Соловьев

Давно известно, что Дон Кихот Ламанческий стал героем вечным, постоянно меняющим лики, но не меняющим своей сути. В 20 веке, особенно во второй половине, этот герой, как и сам роман Мигеля де Сервантеса, обрел вторую жизнь, так как в развернувшемся хаосе именно горящий безумием взгляд Дон Кихота мог прозреть истину, скрытую в человеке и человечестве.

С 1989 года аниматор, один из участников комик-труппы Монти Пайтон, Терри Гиллиам стремился воплотить в жизнь экранизацию великого романа Сервантеса. Пройдя сквозь 29 лет производственного ада и странствий в поисках подходящего образа, Гиллиам не утратил способности видеть мечтателей и чудаков в различных обстоятельствах.

Стоп-кадр

Долгий путь в конечном итоге завершился тем, что он наконец-то снял фильм своей мечты, который уже и не надеялся снять.

Итогом поисков Гиллиама стал фильм «Человек, который убил Дон Кихота», который можно назвать наиболее близким к оригиналу, так как, несмотря на то, что действие перенесено в наше время, образы и персонажи, сотворенные пером Сервантеса, не потеряли своей актуальности, а стали только живее и искренней, так что без преувеличений можно сказать, что в ходе создания этого фильма Гиллиам сам отчасти стал Дон Кихотом - чудаком, чей взор устремлен в горизонт неизвестности, посреди которого стоят ветряные мельницы, таящие в себе сердца великанов.


Фоторяд подготовила Юлия Бескова